Пожалуй стоит обговорить для начала про какие спуски и подъемы речь. Для меня подъем - это такой перепад высот, который авто не преодолевает на самой высшей передаче. Спуск, соответственно, симметричный подъему. Только в таких условиях есть смысл начинать разговор. В том числе и про расход, отличный от расхода при движении без перепада высот.
Во первых зачем тогда круиз если в конце каждого спуска самому нажимать на газульку. Я не для того включаю круиз, чтобы потом еще и педалировать самому.
Затем что круиз-контроль - это не автопилот. Хотя некоторые алгоритмы самостоятельности (кроме поддержания скорости и/или расстояния) в него всё же заложены. Как раз для защиты от юзеров, считающих что он сам разберется что и как делать.
Итак, регистрируя потерю скорости, КК пытается "поддать газку" чтобы достичь заданной скорости. Он начинает лить больше бензина (ну это по-простому, без умных слов вроде процента открытия дросселя. короче расходовать), что Вы и видите в моментальнои расходе. Если скорость не увеличивается, он еще "поддает". И так до тех пор, пока определенный коэффициент в программном коде модуля управления двигателем/коробасом не достигнет критического значения. Это есть момент, когда авто "понимает", что на этой передаче нам не достичь заданной скорости. Срабатывает логика смены передачи на более низкую, дающую больше шансов достичь требуемой скорости. Далее алгоритм повторяет ранее описанные действия для наращивания скорости до заданной. Не получилось? Минус еще одна передача и новые попытки. Получилось? Ок, значит можно повысить передачу для экологии/экономии/акустического комфорта (он-то не знает что мы в гору едем, мошт просто сильный встречный ветер). Оппа, а скорость опять падает... КК снова поддает газку, и всё по кругу, пока не залезли на гору. Вот он твой повышенный и мгновенный расход, и средний.
Тут есть помощь со стороны алгоритма управления автоматом. Называется "спорт"-режим. Заставляющий удерживать выбранную передачу без повышения. Очень удобно в холмистой местности и на ЧМ серпантине, например.
Далее. Предварительный разгон на спуске и убирание ноги с газа на подъеме бессмыслен, исходя из логики работы КК. Но что было бы, если бы ты педалировал ногой в гору? По идее, ты должен уметь пользоваться машиной... в плане знать на какие горки на какой передаче машина заезжает без жора и напряга. Так вот, было бы всё тоже самое, только уже от твоего лица. Мэээ, ноги. Лишь только с тем отличием, что автомат быстрее реагирует понижением передач на продавливание педали. Меньшая потеря скорости и своевременный подбор нужной передачи затащат авто на гору с ...ммммм.. расходом. ХЗ с каким, смотря что за крутизна подъема и как давить скорее всего. Мошт с большим, мошт с меньшим, мошт с таким же. Наблюдать или считать надо.
Не, ну можно не ногой, можно подрулевыми лепестками или селектором АКПП сбрасывать передачи до необходимой.
Теперь про МКПП+КК. Да, таки такая связка тоже работает, и очень даже неплохо если управлять авто, а отсиживаться на заднем диване при езде в гору. Закосячил и авто потеряет скорость с диким расходом, а потом еще и тупо заглохнет на выбранной передаче, которая не сможет затянуть его в гору. Поэтому перед началом подъема я выбираю ту передачу, на которой авто гарантированно заедет наверх. Да, в момент смены передачи КК временно отключается, но не теряет настроек. И я не обламываюсь пошевелить пальцем, включая его обратно. В итоге, авто с заданной скоростью, но с бОльшими оборотами двигателя заезжает на гору. И тут точно так же, расход может быть как больше, так и меньше мануального. НО. Если я вижу, что КК не затащит мне машину в подъем на 5й или на 4й передаче, я включаю 3ю и педалирую ногой, не насилуя двиг понапрасну.
Во вторых логика работы круизов разная у разных производителей - я пока ездил на Шкоде и двух Ренохах, Лагуне 3 и Дастере, и на этих машинах логика круизов была такова, что как-бы я не разгонялся на спуске перед подъемом как только я отпускал газ круиз сразу-же перекрывал подачу топлива и снижал скорость до заданной и только потом начинал добавлять топлива для поддержания скорости на подъеме. А торможение двигателем происходило достаточно быстро.
Странно было бы думать что авто останется на той же скорости, до которой его разогнали ногой. Сдается мне, что это наиболее логичный вариант работы КК, и именно таким он реализован у многих (если не у всех) авто.
Про инерции и прочие цифры философффствовать ничего не буду. Спуск спуску рознь. Как и подъем подъему тоже рознь. Признаюсь, был излишне категоричен с нулевым расходом на спусках. На особо пологих спусках наверняка сколько-то там бензуса и расходуется даже, да. Но, имхо, их нет смысла учитывать. Затраты будут чутка меньше, чем при движении по плоскости. Как и очень пологий подъем. Тоже не скажется сильно на скорости и расходе. Я-то считал что речь про те спуски/подъемы, которые реально вызывают увеличиение/снижение скорости, и, как следствие сказываются, на расходе топлива. А тут оказывается за какую-то мелочь речь...