из истории вопроса Откуда взялся «правый» руль Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движение Истоки Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось...
В древности, когда по дорогам ездили в основном всадники и конные повозки, движение было левостороннее – так было удобнее здороваться. По другой версии, левостороннее движение было более безопасным для воинствующих представителей феодального общества. Странник, например, рыцарь с копьем в руке, следуя по дороге, всегда старался занять левую «полосу движения», чтобы оружие было между ним и едущим навстречу потенциальным врагом.
Если же говорить о Востоке, в частности о Японии, то там причин для левостороннего движения было несколько. Первая – та же, что и у европейцев: оружие – меч самурая – должно было отделять его от врага. Более «мирное» объяснение – по японским правилам, торговцы и приезжие путешественники, направляясь в Токио, должны были придерживаться левой стороны дороги, а идущие из столицы – правой. Это вошло в привычку и впоследствии создало левостороннее движение.
Перемены Как же произошел переход к правостороннему движению?
По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.
По другой, менее демократичной версии, виной всему был знаменитый завоеватель стран и народов – Наполеон. Весь секрет в том, что несостоявшийся властелин мира был левшой, и ему было удобнее здороваться и выхватывать оружие левой рукой. Свою привычку двигаться по правой стороне дороги он сначала навязал французской армии, а потом и всем завоеванным им странам. Правостороннее движение было взято на вооружение и в Америке, которая пыталась отбросить любые связи с британским прошлым.
Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла... железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.
В итоге Сегодня около четверти автомобилей в мире имеют руль с правой стороны. В основном это касается стран Востока и старых Британских колоний.
Европейское экономическое сообщество высказывает пожелания, чтобы транспортные средства в Великобритании двигались, как и во всей Европе – по правой стороне дороги. Однако британцы не считают это возможным. Перемены подобного рода были бы чреваты для страны экономическими потерями, исчисляющимися миллиардами фунтов.
Левостороннее движение на привычное правостороннее последней сменила Швеция. Это произошло в 1967 году. Переход на новую систему движения не только обошелся шведам в приличную сумму денег, но и стал причиной огромного количества ДТП. Видимо, остальные страны решили не рисковать.
Так что пока в мире все еще существует два вида дорожного движения: левостороннее и правостороннее. И коль скоро страны это устраивает, то так тому и быть.
Страны, в которых автомобили – с «правым» рулемАвстралия
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Аомэнь
Багамские о-ва
Бангладеш
Барбадос
Бермудские о-ва
Ботсвана
Бруней
Бутан
Великобритания
Виргинские о-ва (Британия)
Виргинские о-ва (США)
Гайана
Гонконг
Гренада
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Каймановы о-ва
Кения
Кипр
Лесото
Маврикий
Малави
Малайзия
Мальта
Марокко
Мозамбик
Намибия
Непал
Новая Зеландия
Пакистан
Папуа Новая Гвинея
Свазиленд
Сингапур
Соломоновы о-ва
Таиланд
Танзания
Тонда
Тринидат и Тобаго
Уганда
Фиджи
Фолклендские о-ва
Шри Ланка
Южная Африка
Ямайка
Япония
Подготовила Светлана Скрипка
Это один из вариантов ответа,но в любом случае уж коле принят единообразный порядок,то и следовать желательно ему.Не просто так же выпускаются авто именно с левым рулем у нас и в большинстве стран,ведь могли бы делать и слева и справа на любителя,но нет - жестко закреплено.