МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Туристические компании РФ не успели адаптироваться к новой экономической ситуации в стране и в мире и к снижению спроса на туристический продукт, — в результате многие игроки были вынуждены уйти с рынка в самый разгар сезона. Такое мнение высказала в интервью РИА Новости исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
С середины лета уже около десятка российских туркомпаний приостановили работу. Первой в июле стала одна из старейших отечественных туристических компаний, петербургская «Нева». Позже ее судьбу повторила московская «Роза ветров Мир», затем — петербургский «Экспо-тур». Позже о приостановке деятельности объявили «Лабиринт» и «ИнтАэр». С начала сентября уже две компании сделали аналогичные заявления — «Солвекс-Турне» и «Южный крест».
Представитель АТОР отметила, что уже с 2010 года туристические компании вели достаточно агрессивную конкурентную борьбу за клиентов, главным оружием в которой была низкая цена.
«Пока наблюдалось увеличение спроса, такая ущербная модель работала. Но все понимали, что увеличение объемов продаж осуществлялось за счет снижения рентабельности бизнеса», — отметила Ломидзе.
По ее словам, уже с первых чисел февраля 2014 года очевидно обозначилось падение рынка. «На фоне такого падения сохранение прежней стратегии оказалось просто убийственным, но и отказаться от нее не получилось, потому что рынок не успел перестроиться. Были запланированы и проплачены довольно серьезные объемы по брони в отелях и авиационным блокам», — пояснила она.
Еще одним дестабилизирующим фактором, по словам Ломидзе, стали рекомендации для сотрудников силовых структур о невыезде за границу.
«Сразу появились многочисленные аннуляции уже забронированных туров. По нашим приблизительным подсчетам, только в этом сегменте рынок не досчитался порядка 1,5 миллионов клиентов — минус 15% по сравнению с 2013 годом», — добавила она.