Российским автомобилистам придется дорого заплатить за новые дороги – вдобавок к транспортному налогу, который идет на обслуживание дорожных фондов, Минфин предложил развивать транспортную инфраструктуру за счет роста акцизов на бензин. Кроме того, министерство считает необходимым досрочно лишить нефтяные компании, перешедшие на стандарт «Евро-5», гарантированных им налоговых преференций. Эксперты затрудняются спрогнозировать, насколько возрастет конечная цена на бензин с учетом этих двух факторов.
«Мы прорабатываем вопросы изыскания новых источников для субсидий в дорожный фонд», - заявил на днях министр финансов Антон Силуанов. По его словам, нехватка денег для строительства дорог (дефицит составил около 100 миллиардов рублей) возникла из-за проводимой политики замораживания роста акцизов для топлива класса «Евро-4» и их снижения для «Евро-5». Это делалось для того, чтобы простимулировать российские нефтяные компании перейти на выпуск более экологичного топлива, однако теперь, считает министр, настало время ликвидировать льготы и уравнять акцизы.
«Это станет экономически неправильным шагом, - заявил Autonews.ru аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Ранее нефтяным компаниям было обещано, что низкие акцизы на качественное топливо сохранятся до конца 2015 года. Соответственно, некоторые компании (например, «Лукойл») постарались как можно быстрее перейти на новый стандарт, вложив немалые деньги в срочную модернизацию оборудования. Теперь они недополучат прибыль, то есть, она окажется существенно меньше прогнозируемой. Вслед за этим другие нефтяные компании утратят стимул переходить на выпуск топлива высшего класса».
«Конечно, рост акцизов скажется на конечной стоимости бензина. Ведь налоговая накрутка в розничной цене может достигать 60-65%. Насколько именно вырастет стоимость бензина – пока не ясно. Раньше цена искусственно сдерживалась государством, а теперь непонятно - насколько нефтяным компаниям разрешат поднять цены вслед за акцизами. Новые правила для нефтяного рынка пока не объявлены государством», - заключил эксперт.
Против предложений Минфина накануне выступила Федеральная антимонопольная служба. По словам замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, последствия роста акцизов пока что не просчитаны в полном объеме. А существующую дифференциацию налогового обложения для компаний необходимо сохранить, чтобы «стимулировать углубленную переработку нефтепродуктов». Что касается дефицита средств, что Голомолзин предложил тщательнее проконтролировать, куда и на что тратятся деньги дорожных фондов.
«Возможно, нужно сейчас еще проанализировать, насколько эффективно мы используем существующие деньги дорожных фондов, уровень цен на ремонт и строительство новых дорог», — заявил Голомолзин.
Такую позицию замглавы ФАС поддержал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров: «Хотелось бы вернуться на два года назад к обсуждению включения транспортного налога в стоимость акцизов на бензин. Как известно, транспортный налог как раз и тратится на развитие дорожной инфраструктуры. Так вот, по тогдашним расчетам, если включить его целиком в стоимость топлива, прогнозируемый рост цен был невысок, а теперь говорят о существенном увеличении».
«Возникает вопрос – почему? На что идут эти деньги, и кто их контролирует. Почему, в конце концов, у нас километр дороги получается дороже, чем где бы то ни было? На мой взгляд, если предложение Минфина будет принято, это будет просто негуманно по отношению к автомобилистам», - отметил эксперт.
Напомним, что в конце прошлого месяца Контрольное управление президента провело проверку реализации Транспортной стратегии, принятой до 2020 года. Выяснилось, что, при сохранении нынешних темпов строительства дорог, для достижения поставленных целей (расширение системы магистралей с 900 тысяч до 1,3 миллиона километров) потребуется 150 лет.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news/1754954/