Приятные новости для российских автомобилистов звучат достаточно редко. Особенно в том, что касается цен на автомобильное топливо. Однако случаются и исключения из правил: в частности, между нефтяниками и руководством Минэнерго было достигнуто соглашение о временной «заморозке» цен на АЗС. В ближайшее время они не должны превышать декабрьский уровень. Несмотря на очередное повышение акцизов, которое произошло 1 января 2012 года.
«У нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями, с участниками рынка ГСМ о неповышении цен на энергоносители, на ГСМ в рознице», – с таким заявлением выступил министр энергетики Сергей Шматко. Чиновник также добавил, что его ведомство будет осуществлять контроль за стоимостью бензина на отдельно взятых автозаправках (общим числом 1,6 тысячи).
«Мы организовали мониторинг, чтобы на НПЗ, а также в регионах на ПНПО (предприятия нефтепродуктообеспечения) оставались цены декабря прошлого года. С вертикально интегрированными компаниями мы в достаточно плотном контакте, и они достаточно легко нами контролируются в сравнении с независимыми операторами», – отметил чиновник, имея в виду, что мониторинг будет осуществляться в первую очередь на «небрендовых» заправках.
Однако нет никаких надежд на то, что в ближайшие годы цены на бензин будут хотя бы минимально снижаться. По мнению экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), условия, в которых автомобильное топливо могло бы подешеветь, будут созданы только в 2015 году. И не факт, что даже тогда нефтяники умерят свои аппетиты.
Основное препятствие – налоги, доля которых в стоимости топлива уверенно стремится к европейскому уровню. Как уверяет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, в США она составляет 15 процентов. В странах Старого Света – 70-80. В России же на данный момент – 55-65 процентов. Единственное спасение для автомобилистов – в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, считает чиновник.
Бензин мог бы упасть в цене, если бы была одобрена одна из инициатив ФАС. «Мы предлагали повышать акцизы постепенно, с темпом инфляции, и сделать их гибкими: при росте цен на внешнем рынке – снижать, а при падении в определенном диапазоне, скажем, с 130 до 90 долларов за баррель, наоборот, повышать. Тогда можно было бы, с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой – уберечь экономику от вредных для нее ценовых кол####ий», – рассказал замглавы ведомства.
Однако это предложение было в Минфине отвергнуто. За год средняя розничная цена литра бензина Аи-95 в Москве выросла с 27 руб. в январе 2011 года до 28,30 руб. в январе 2012 г. И рост цен продолжится, причем после мартовских выборов президента цены на топливо могут начать расти в геометрической прогрессии – нефтяники постараются за счет производителя вернуть инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/01/20/1717509