В открытом письме, опубликованном сегодня в «Российской газете», глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль рассказал, почему нефтяная отрасль в России находится в удручающем состоянии и от чего следует отталкиваться при расчете цен на автомобильное топливо.
Несмотря на то что Россия входит в число крупнейших экспортеров «черного золота», уровень нефтепереработки в нашей стране оставляет желать лучшего, уверен Шмаль. По сравнению с развитыми странами «мы плетемся в самом хвосте». Заводы устарели и морально, и технологически. «Многие из них были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это, например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая там используется, совершенно не отвечает современному уровню», – отметил нефтяник.
Ситуация не просто удручающая, со стороны она кажется дикой: в то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров. Отсюда и поразительно высокая стоимость бензина, отметил Геннадий Шмаль. Несмотря на это, цены надо снижать и не кивать при этом на Европу, где литр автомобильного топлива стоит в несколько раз дороже, чем в нашей стране, уверен главный нефтяник России.
«Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин», – осадил Геннадий Шмаль тех, кто любит приводить в пример «западный опыт».
Глава Союза нефтегазопромышленников считает: вполне возможно привязать стоимость топлива к продуктам первой необходимости. Например, к хлебу. «Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть
примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – рассказал Шмаль.
Не обошел он своим вниманием и недавний топливный кризис. Напомним, в отдельных регионах страны стоимость бензина взлетела до 50 рублей за литр, на заправках выстроились очереди, зашла речь о введении талонной системы. Катастрофа разразилась в апреле. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, сложившийся с ростом внутрироссийских акцизов на бензин и неготовностью НПЗ производить топливо класса Евро-3, привел к тому, что нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее отправлять бензин на экспорт, чем реализовывать его внутри страны. А крайними, как водится, оказались автомобилисты, да и все остальные налогоплательщики – ведь стоимость топлива напрямую влияет на цену всех без исключения продуктов и товаров.
Первым от дефицита ГСМ пострадал Алтайский край. Затем ценники начали расти в Сибири и Забайкалье, в Брянской, Белгородской и Тамбовской областях. На одном из автомобильных интернет-форумов в теме обсуждения цен на топливо участник из Ангарска (Иркутская область) сообщил, что за один только уикенд стоимость литра 92-го выросла с 24 до 26,2 руб.
Правительство РФ отреагировало на топливный кризис карательными мерами. Уже в конце апреля Федеральная антимонопольная служба начала проверку в отношении поставщиков нефтепродуктов в 20 регионах России, а экспорт бензина был обложен запретительными пошлинами, которые затем продлили еще на месяц – до конца июня 2011 года.
«Необходим тщательный контроль в розничной торговле нефтепродуктами. Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть. Нонсенс это», – заявил на днях премьер Владимир Путин. Аналогичного мнения придерживается и Геннадий Шмаль: «Совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина».
Нефтяник уверен, что будущее отрасли (и кошельков автовладельцев) – за переоснащением действующих заводов, а также строительством новых. «Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить заводы и отправлять на экспорт бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению, нет», – покаялся Геннадий Шмаль.
Между тем контролировать ситуацию в нефтяной отрасли взялся лично Владимир Путин. На профильном совещании, которое прошло 8 июля в городе Кириши, премьер рассказал, какие именно следует предпринять шаги, чтобы не допустить повтора апрельского кошмара. В первую очередь следует модернизировать существующие НПЗ и приступить к строительству дополнительных заводов – эти слова, как видно выше, глава Союза нефтегазопромышленников фактически процитировал в своем сегодняшнем письме.
«Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – сказал премьер.
Чтобы избежать сезонного дефицита топлива, Владимир Путин также предложил нефтяникам согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнерго и Ростехнадзором. «Все плановые ремонтные работы на НПЗ должны быть синхронизированы, чтобы одновременная остановка НПЗ не дестабилизировала бы рынок, не порождала искусственный дефицит и, не дай бог, не вызвала бы трудностей в прохождении осенне-зимнего сезона», – сообщил премьер.
Отметим, что к настоящему моменту, согласно данным Росстата, средние цены на бензин в РФ достигли 25,46 руб. за литр. Так, литр 76-го стоит 23,52 руб., литр 92-го – 25,47 руб., а литр 95-го – 27,32 руб. Что касается дизельного топлива, то здесь ценник держится на уровне 24,49 руб. за литр.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/07/12/1689791