2. Механизм нацистской диктатуры. «Консолидация» режима (1935-1938)
Идеология и пропаганда. Гитлер как консолидирующая фигура общества
Пропаганда, мобилизация и вовлечение народа в строительство «новой» национал-социалистической Германии играли центральную роль в укреплении и консолидации нацистского режима.
Идеология национал-социализма являлась смесью элементов учения о «прусском социализме», империалистической геополитики и расовых теорий под общим названием «национального социализма». Большое место в ней занимала идея построения в Германии «народного сообщества» на расовой основе, а также необходимости завоевания для него «жизненного пространства». Идеология нацизма была пропитана антисемитизмом, антимарксизмом и претензиями на тотальность власти. Наиболее полное отражение она нашла в книге Гитлера «Моя борьба» (1925), а отдельные ее аспекты разрабатывались другими «теоретиками» национал-социализма: Альфредом Розенбергом (1893-1946), Рихардом-Вальтером Дарре (1895-1953), Йозефом Геббельсом и др. Залогом осуществления идей национал-социализма Гитлер и другие руководители партии считали ликвидацию Версальских ограничений для Германии.
Узурпация власти дала нацистам возможность неограниченно манипулировать сознанием населения и пропитывать его своими взглядами. Гитлер говорил, что «пропаганда, как и террор, должна быть тотальной». В свете будущей войны за «жизненное пространство» это было особенно необходимо. Поэтому, наряду с партийными органами, в стране был создан мощный государственный пропагандистский аппарат. В деле его организации выдающуюся роль сыграл рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, доктор философии Й. Геббельс. Одновременно Геббельс занял пост президента «Палаты по делам культуры». Цель пропаганды Геббельс обозначал как «духовную мобилизацию» нации, которой, как он считал, недоставало в период Первой мировой войны.
Все средства идеологического воздействия на массы — печать, радио, кино, театры — были поставлены под надзор министерства пропаганды. Из их органов были изгнаны все «расово-неполноценные» и политические противники. Левая печать была закрыта, а либеральная — унифицирована. Вводилось обязательное членство журналистов и деятелей культуры в нацистских объединениях (прессы, радио, театра, изобразительного искусства и др.). Ежедневные конференции в министерстве пропаганды задавали тему и тон для газет.
Нацистская пропаганда до поры до времени маскировала аннексионистские и военные цели режима. Основной упор делался на идее возрождения нации, на борьбе с безработицей и с «внутренними врагами» — «евреями и марксистами». Открыто провозглашалась необходимость консолидации немцев на основе расовой идеологии «крови и почвы». В первые годы много говорилось о миролюбии Германии, но в то же время выдвигались требования ревизии Версальского договора и равноправия в военном отношении с мировыми державами. Для решения внутренних и внешних задач, как утверждали агитаторы, необходимо сплочение народа вокруг партии и вождя. «Миф Гитлера», как спасителя нации, стоял в центре деятельности как самого фюрера, так и всех служб пропаганды и агитации. С его именем увязывались все внутри- и внешнеполитические достижения Германии.
http://konspekta.net/lek-1540.html