Больше не встаем с колен «В предстоящие 20 лет экономика России не сможет вернуться на траекторию роста 2000-2008 годов, и даже сохранение более низких темпов роста будет требовать существенных реформ», — говорится в новом прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года, разработанном Минэкономразвития. Документ пока официально не опубликован, но уже появился в редакциях всех профильных СМИ.
Эта фраза, зафиксированная в пояснительной записке к прогнозу на 19-й странице (без какого-то особого выделения жирным шрифтом или курсивом), — самая главная в тексте. Весь остальной прогноз можно и не читать: многочисленные цифры из документа лишь подтверждают основной тезис. В переводе с чиновничьего он может звучать довольно просто: Россию на протяжении очень долгого периода, длиной в несколько электоральных циклов, не ждет ничего хорошего.
Не то чтобы раньше Минэкономразвития публиковало исключительно оптимистические сценарии — нет, и прежде чиновники на всякий случай предусматривали «консервативный» вариант развития событий. Однако впервые за последние годы «консервативный» прогноз стал базовым, да к тому же еще и ухудшился по сравнению с самыми пессимистичными выкладками министерства из предыдущего документа.
Прогноз, если он окажется справедливым (а на это указывают не только чиновники из Минэкономразвития, но и независимые эксперты), означает: Россия вступает в фазу если не стагнации, то чрезвычайно вялого экономического роста, который будет сопровождаться вялым же увеличением зарплат, безработицей, социальным расслоением, депрессией в отдельных городах и регионах. Такого в истории России еще не было: график ВВП за 20-летнюю историю напоминает американские горки с резкими скачками и столь же резкими обвалами. В России либо все хорошо, либо все плохо, но никак не серединка на половинку.
«Серединка на половинку» — это крах концепта «Россия встает с колен», так заботливо пестовавшегося руководством страны на протяжении нулевых. Доля страны в мировой экономике будет падать, а производство нефти возрастать — от роли
«сырьевого придатка» Европы и Китая Россия никуда не уйдет — видимо, пока в стране не закончатся нефть и газ. Нет больше никаких надежд на модернизацию и инновации: государственные компании, почти не работающие с конечным потребителем и не конкурирующие друг с другом, не заинтересованы в реформировании вверенных им отраслей экономики.
С вялым ростом ВВП придется считаться не только экономистам в правительстве, топ-менеджерам госмонополий и политикам, которым срочно нужно придумывать новые идеи роста, но и всем жителям России. Помимо прочего, он, например, означает, что несколько поколений молодых специалистов вступят в активную часть жизни в тот момент, когда в экономике начнется «война всех против всех». Например, перестанут расти зарплаты. Просто потому, что цены на нефть бьют все рекорды и в страну миллиардами текут «нефтедоллары», которые сначала оседают в карманах сырьевиков, а потом ровным слоем размазываются по всей экономике; в ближайшем будущем за этими «нефтедолларами» выстроится длинная очередь — на «ровный слой» их хватать уже не будет.
По всей видимости, россияне вынуждены будут без участия государства обеспечивать себе достойную пенсию и справляться с жилищными проблемами: прогноз Минэкономразвития четко дает понять, что чиновники ограничат социальные обязательства до минимума. Тем более что трудоспособного населения в стране все меньше и меньше, а вот количество пенсионеров увеличится к 2030 году с 33-х до 40-42 миллионов человек.
Расписывать ужасы вялого экономического роста можно было бы еще долго, но особенность прогнозирования на столь длинные периоды заключается в том, что предсказания не только и не столько характеризуют реальную динамику развития на десятилетия вперед, но определяют настроения на момент публикации прогноза. Появление в СМИ документа Минэкономразвития можно объяснить так: экономисты в правительстве близки к панике; прогноз — это их средство сказать политикам, что стране необходимы реформы, причем в самое ближайшее время.
Особенность вялого экономического роста в том, что стандартными экономическими рычагами — тут увеличить финансирование, тут уменьшить; здесь поднять ставку, а вот здесь сократить налоги — ситуацию не изменишь. Нужен новый виток реформ, который заденет большую часть населения и после завершения которого останется, естественно, много недовольных. Его экономисты без политической поддержки провести не в состоянии. Раньше к реформам правительство подталкивали исключительно
скептически настроенные эксперты и
международные организации, теперь же сторонники появились и внутри кабинета министров. Возникновение реформаторского лобби в лице главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева — пожалуй, единственная «оптимистичная» мысль, которая приходит в голову при чтении прогноза.