Новость о появлении нового чуда техники под названием "алколазер" на днях появилась буквально во всех СМИ, однако ни точных дат начала эксплуатации, ни более подробной информации о самой разработке никто не написал. Журналисты решили понять, как работает новинка, а также выяснить, что может помешать внедрению подобного устройства.
Российский Интернет буквально взорвали сообщения о том, что алколазеры скоро появятся на дорогах Петербурга и других регионов. Однако сами разработчики устройства настроены не так оптимистично. По словам представителей петербургской компании ООО НПП "Лазерные системы", разработка алколазера «Бутон» началась в 2008 году по заказу МВД, и к настоящему времени существует лишь один опытный образец прибора.
В ноябре 2011 года была завершена опытно-конструкторская разработка, однако производство еще не налажено. «Как минимум, нужны заказы для начала сборки серийных образцов», - уточнили в компании «Водителю Петербурга». Но тут же добавили, что она может начаться в любое время, в зависимости от пожелания заказчика.
На данный момент существует лишь один опытный экземпляр алколазера «Бутон». Он представляет собой устройство размером примерно с двухлитровый автомобильный огнетушитель. На передней части корпуса размещена оптика, через которую выходит лазерный луч, а рядом установлена камера для фиксации возможного нарушителя. Как уточняют разработчики, фотографируется не номер автомобиля, а сама машина.
Принцип работы датчика основан на диодной лазерной спектроскопии. Лазерный луч сканирует салон автомобиля на предмет обнаружения в спектре специфических линий поглощения паров этилового спирта, а метод абсорбционной спектроскопии предполагает измерение зависимости интенсивности излучения от длины волны при его прохождении через вещество. При поглощении части излучения на определенных длинах волн будет наблюдаться ослабление интенсивности излучения. Конкретные длины волн и величина поглощения позволяют судить о самом веществе и его количестве.
Проще говоря, прибор позволяет улавливать в салоне автомобиля следы конкретного вещества, в нашем случае - именно пары этилового спирта. По уточнению представителя компании, изопропиловый спирт, который должен использоваться в зимней омывающей жидкости, останется незамеченным при работе устройства.
Согласно технической документации, «Бутон» должен быть установлен на уровне стекол проезжающих автомобилей на расстоянии не менее 15 метров от них. На другой стороне дороги на таком же уровне устанавливается отражатель. Все проезжающие машины отслеживаются видеокамерой, и фотографии тех из них, где прибор зафиксирует наличие паров спирта, по сети Wi-Fi передаются сотруднику ГИБДД, находящемуся буквально в 100 - 150 метрах от алколазера.
Тот в свою очередь принимает картинку на свой коммуникатор и останавливает возможного нарушителя. Стоит отметить, что разработчики прибора уже написали программное обеспечение для различных телефонов, однако дать приложения на тест журналистам отказались. Также осталось неясным, что будут делать те инспектора, у которых телефон не предназначен для установки подобного ПО или же вообще не используется для работы. Будет ли разрабатываться программное обеспечение для ноутбуков, создатели комплекса также не сообщили.
У сотрудников ГИБДД к разработчикам есть и другие вопросы. Так, например, не до конца ясно, как прибор сможет определять, в каком именно автомобиле из идущих параллельно по 3 - 4-полосной дороге зафиксированы пары алкоголя. Также не совсем понятно, как будет «Бутон», установленный на уровне окон легковушки, контролировать грузовики, микроавтобусы и другой габаритный транспорт.
Многие инспектора высказывают опасения за сохранность алколазеров, установленных в 100 - 150 метрах от мобильного поста. Когда только появились камеры фотофиксации правонарушений, отмечалось множество случаев, когда водители их разбивали или увозили с собой. Что будет с «Бутоном» - не понятно. Если же ставить машину ДПС непосредственно возле устройства, то у полицейского не останется времени на остановку возможного нарушителя после сигнала тревоги.
Учитывая большое количество неточных данных (ни "ГАЗель", ни фура не попадут в рабочую зону прибора), ставится под сомнение как фактическая, так и экономическая целесообразность использования "Бутона". При этом стоимость самого устройства производителем до сих пор не названа, как и не ясно, во сколько может обойтись Министерству внутренних дел его годовое техобслуживание.
Стоит отметить, что новый прибор не фиксирует факт употребления алкоголя водителем, а лишь улавливает пары в салоне автомобиля. Найти причину их появления должен будет уже инспектор, будь то выпивший пассажир, нетрезвый водитель или некачественная «омывайка». В любом случае работа алколазера не отменяет освидетельствования на месте или у медиков.
Напомним, 23 января «Водитель Петербурга» со слов начальника Центра оперативной криминалистической и поисково-досмотровой техники Александра Романова сообщал, что первая партия приборов направится в Петербург, где в тестовом режиме с ними начнут работать местные автоинспектора. При этом, как уже было сказано выше, ни одного серийного образца ещё не выпущено.
Справка:
Согласно данным разработчиков, все замеры могут происходить при скорости машин от 5 до 150 километров в час и температуре окружающего воздуха от -40 до +50 градусов. Необходимое прибору на обнаружение паров время составляет не более 0,1 секунды. Порог срабатывания - 150 мкг/л воздуха в салоне автомобиля. Работать "Бутон" может как от бортовой сети автомобиля, так и от собственных аккумуляторов и сети 220 вольт. Лучи прибора безопасны для глаз проезжающих автомобилистов - это особо подчеркивают его создатели.