Как я и ожидал, пример сломавшего карниз господина оказался заразительным. Журналистов начали ловить за вредительством. Так, например, одного иностранного журналиста лишили аккредитации за то, что он отрывал в Сочи дверные ручки и фотографировал их.
CNN уже было списалось с ним в предвкушении сенсации, но тут как раз его поймали на горячем и он начал оправдываться — дескать, я ничего не отрывал, и фотографии сделаны совсем в другом месте:
http://realcorwin.livejournal.com/375718.html Так вот, по поводу масштабного воровства, которое якобы имело место быть на олимпийских стройках. Мне написал письмо строитель, который простым языком разъяснил, где именно разоблачения Навального про страшную коррупцию в Сочи расходятся с реальной практикой больших строек.
Идём по порядку.
Для начала давайте разберемся: как, вообще, идет сам процесс строительства.
Допустим, ГК «Олимпстрой» объявляет конкурс на выбор подрядчика для возведения, например, олимпийского стадиона «Фишт». Тут и далее мы будем заранее предполагать, что все конкурсы заранее «куплены», нужные люди «подмаслены».
Такое действительно иногда бывает, а поскольку мы не можем доказать обратное, придётся исходить из этого. Так же придется сделать ещё одно очень большое допущение: мы с вами предположим, что вся проектная документация перед проведением нашего конкурса уже готова.
Отмечу, что в жизни такого практически не бывает, особенно на подобных стройках. Окончательный и утвержденный вариант проекта появляется, как правило, не раньше этапа принятия уже готового здания в эксплуатацию.
Но тем не менее, пусть ситуация будет максимально в пользую оппозиционеров. Допустим, проект уже готов, документы на руках, конкурс уже выигран. Пора приступать непосредственно к реализации. Тут следует учесть несколько факторов.
== Воровство в процессе строительства ==
Никто и никогда не знает окончательную стоимость объекта строительства до его окончательного завершения. Таким образом, совершенно нереально заранее узнать сколько именно ты украдешь, сколько потратишь и сколько останется — если это не сарай два на два метра, а что-то более масштабное. На предварительном этапе всегда назначаются примерные цены.
При осмечивании работ используются типовые справочники базовых цен, с установленной трудоемкостью для каждой операции допустим в ценах 2000-го года (хотя применяются и другие года) и Минрегион ежеквартально публикует инфляционный коэффициент на который следует домножать ту или иную расценку. Это легко гуглится.
Одна и та же работа в феврале может стоить одних денег, а июле совершенно других. Именно поэтому практически всегда происходит удорожание объектов: так, например, в Ванкувере стоимость проведения Олимпиады только официально выросла в три раза от расчётной, причём канадские исследователи полагают, что это заниженная цифра.
Надо понимать, что это обычно не следствие воровства — для удорожания проекта может быть множество причин, от сметной казуистики до непредусмотренных проектом работ или внесения изменений в проект на ходу (а на больших стройках такого рода изменения «на ходу» вносятся часто и помногу).
Для контроля над удорожанием формируется специальный штат людей, который чаще всего называется «служба заказчика», и который контролирует работу подрядчиков, согласовывает сметы, подписывает акты промежуточной приемки и так далее. Этих людей довольно много, так как им приходится вникать во все сметные тонкости, проверять, чтобы подрядчики не завышали реальные объемы выполненных работ и всячески их контролировать.
Конечно, с некоторыми из них можно «договориться», но приписывать эти откаты Ротенбергу, как делает Алексей по меньшей мере глупо. Не тот уровень.
Невозможно вот так просто так взять и вывести бюджетные средства из строительной организации. Придется сначала отчитаться, куда и на что ты их потратил, представить накладные, подписанные сметы, акты сдачи-приемки, и еще кучу отчетной документации.
Такого рода мухлежом может заниматься низший инженерный состав — в пределах разумного, и при условии отката чиновнику из «службы заказчика». Главному акционеру с этого жульничества прибыли нет никакой, кроме убытка. Ему воровство в его фирме выгодно меньше всего. Интерес главного акционера очень прост и понятен: он идет всегда ближе к концу сметы, называется «прибыль», и, как правило, равняется 15% от общей стоимости работ.
Тут надо понимать, что 15% — это только от стоимости самих работ, а не материалов, ГСМ и прочего. Конечно, это тоже деньги не малые, но всё же отнюдь не миллиарды, про которые пишет Алексей. При этом доход этот вполне легален, с него платятся налоги.
== «Аналогичные» объекты ==
Еще большую улыбку вызывает методика определения количества сворованных денег путем сравнения стоимости объекта с аналогичным по вместимости объектом. То есть, сравнивают например, ледовую арену на 40’000 мест с подобной ареной в Европе. Так делать нельзя, сразу по нескольким причинам:
• нужно сравнивать арены, построенные в один и тот же период, т.к. например арена, построенная в 2006 году за 10 млрд. руб. чисто из-за инфляции в 2012 году стоила бы уже не меньше 13 млрд. Конечно же, учитывать инфляцию Алексей не стал.
• Конструктивно арены могут очень сильно отличаться: как сами несущие и ограждающие их конструкции, так и инженерное оборудование. А то запорожец и мерседес тоже можно считать аналогами: они имеют по 5 посадочных мест для пассажиров.
• Нужно учитывать место расположения арен. Например, ветровая нагрузка очень сильно зависит от типа местности. Их бывает три — А, В и С. Тип А – это побережья морей (как в Сочи), где бывают самые сильные ветра, соответственно, конструкции при этом типе необходимо делать намного прочнее, чем при типе местности В и уж тем более С. Ещё большую роль играет сейсмичность площадки строительства. В Сочи она максимальная для РФ, что накладывает определенные ограничения и основательно удорожает конструкцию.
Таким образом, сайт Навального даже не претендует на сколько-нибудь достоверное расследование, а рассчитан сугубо на эмоции доверяющих ему неспециалистов.
Надо полагать, на стройках в Сочи действительно воровали — на низших уровнях. Без этого не обходится ни одна большая стройка. Однако представляется крайне сомнительным, что в воровстве принимали участие главные акционеры строительных компаний, и уж абсолютно очевидно, что сам Путин был заинтересован в воровстве в последнюю очередь.
Отмечу, что сайт Навального про Сочи делался за рубежом, и что уже доказано, что он являлся частью большой кампании по дискредитации Олимпиады:
http://vvv-ig.livejournal.com/595079.html Достаточно упомянуть, что некоторые СМИ — такие как New-York Times, например — не сумели рассчитать время и отбомбились грязью по Олимпиаде со ссылкой на сайт Навального до того, как Навальный опубликовал свой пост:
http://dbelyaev.ru/kak-agenty-vliyaniya-rabotayut-po-olimpiade-2014-v-sochi-15045.html Проще говоря, разоблачающий сайт Алексея выступил в роли эдакого сливного бачка с нечистотами, который был создан для того, чтобы уважаемые западные издания могли отрабатывать заказ на дискредитацию Олимпиады не от первого лица, а со ссылкой на «российского борца с коррупцией».