Освенцим. Концентрационные лагеря Аушвиц-1 и Аушвиц-2. Есть в моем индивидуальном списке целей некоторые значимые места. Освенцим - одно из них. Туда я собиралась уже давно, и вот в этом году решила, что пора. Информационной подготовкой занималась в течение нескольких лет до этого - читала статьи, изучала фотографии, смотрела видео.
Сразу скажу, что почему-то на месте на меня не произвело сильного эмоционального впечатления. Сухие факты. Фотографий мало, потому что всё можно найти на просторах Интернета. Просто отчет.
1. Добраться из Кракова в Освенцим можно либо на автобусе (не проверяла), либо на электричке. Я выбрала второе. Стоимость 9 злотых, билет покупается в автомате, расписание можно узнать заранее на сайте. Со мной случился ужасный казус, которого в принципе быть не может - я чуть не опоздала, почему-то перепутала время, и когда увидела на табло, что мой поезд отправляется через 2 (!!!) минуты, я поставила рекорд по бегу по перронам, ведь следующий отправлялся через два часа, а у меня была запланирована экскурсия ко времени. Видимо, лукавый не хотел, чтобы я ехала, но этот номер со мной не пройдет. В электричке было пусто, до конечной доехало человек пять.
2. Освенцим. Небольшой городок, где живут люди, но на улицах было пусто от слова совсем. Честно говоря, я плохо понимаю, как можно спокойно жить в таком месте. Тоскливо.
3. Экскурсия. Бронировала через сайт, посвященному лагерям, с русским гидом в группе за две недели, но нужно раньше. Если не получится приехать (как было у меня, ведь я планировала там оказаться на неделю раньше), то деньги за билет не возвращаются (ок.600 руб). Сам вход бесплатный, если идешь самостоятельно без экскурсий.
4. Ходить придется много, хорошо, я накануне купила удобные тапки. В общей сложности на ногах я провела 6 часов. С собой нельзя проносить рюкзаки (есть камера хранения), но можно воду. Внутри нельзя есть и курить. Кое-где запрещено фотографировать.
5. Туалеты платные (1,5 или 2 злотых), но во втором лагере за монументом справа в сторону барака дезинфекции в лесу есть бесплатный туалет, правда, идти до него километр.
6. Очень много туристов, просто толпы. Если хотите уединения, идите в сторону вышеупомянутого барака дезинфекции в Аушвиц-2. Там и крематории разрушенные, и озера, куда сбрасывали пепел, и остатки бараков, только людей ни-ко-го. Там я гуляла часа два в абсолютной тишине.
7. Между лагерями каждые 10 минут ходит бесплатный автобус, от первого лагеря ходит автобус до Кракова (жд вокзал), на котором я и приехала. Стоимость 14 злотых, расписание на столбе.
8. Ощущения. Первые минуты входа на территорию мне было реально плохо - тошнило и кружилась голова. Связываю это с психосоматикой, потому что после лекарств все прошло. Почему-то не было ни слез, ни тоски. Просто восприятие информации от гида как сухие факты. Возможно, я это уже столько раз читала и видела, что эмоции остались в прошлом, когда я только начала интересоваться этой темой. К примеру, в Брестской крепости или на Мамаевом кургане гораздо сильнее эмоции.
На фотографии - вырезанный профиль надсмотрщика СС в детском бараке и надпись из прошлого от саратовского туриста.
9. Постройки. Практически все каменные здания в целости и сохранности. В первом лагере Аушвиц-1 сохранилось здание крематория, где на стенах можно видеть следы от ногтей умирающих людей. А так же за стеклами волосы, обувь и личные вещи узников. Фотографировать запрещено, поэтому ниже фотографии из гугла.
В лагере Аушвиц-2, который был построен в гораздо бОльших масштабах, сохранилось только здание комендатуры, через ворота которой въезжал поезд с заключенными, и несколько деревянных бараков. Если отойти от туристической тропы, то можно дойти до здания дезинфекции и остатков крематориев, которых было минимум пять. Пепел от тел сбрасывался в искусственные водоемы рядом же.
Вот и всё, что я хотела вам сказать, друзья. Почему-то мне кажется, что я сюда еще вернусь.
Кстати, по приезду я заболела. Сильная ломота в костях, мышечная слабость и прочие симптомы простуды, но температура 36,6. Подозреваю, что что-то подцепила, когда гуляла по траве на месте крематориев и бараков. Кто знает, какая зараза там до сих пор живет.