Использованию ксеноновых ламп в не предназначенных для них фарах наконец-то объявлена война — с 20 февраля инспекторы ДПС трактуют это как «несоответствие режима работы и цвета огней» световых приборов, установленных на передней части автомобиля. Наказание согласно третьей части статьи 12.5 КоАП — лишение прав на срок от шести месяцев до года с конфискацией ламп!
Весной прошлого года похожая кампания началась в Татарстане, но официальной трактовки понятия «режим работы» для световых приборов тогда не было, а «использование ламп, не соответствующих типу светового прибора», наказывается в соответствии с первой частью статьи 12.5 КоАП сторублевым штрафом или вовсе предупреждением. Теперь же в ГИБДД заручились результатами официальной экспертизы Научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования НИИАЭ — под режимом работы следует понимать «совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения».
Теперь любой инспектор, «визуально установив признаки нарушения» — то есть заметив в потоке яркие фары, причем вне зависимости от цвета, имеет право остановить машину и проверить головную оптику. Во-первых, на фарах автомобилей «еврозоны», предназначенных для установки газоразрядных ламп, должна быть литера «D», в то время как оптика с обычными галогенными лампами маркируется литерой «H». Во-вторых, согласно Правилу 48 ЕЭК ООН и дублирующему его ГОСТу Р 41.48—2004 все автомобили с газоразрядными лампами должны быть оборудованы омывателями фар (грязь рассеивает более яркий свет «ксенона» и увеличивает риск ослепления других водителей) и автокоррректором угла наклона светового пучка — его работу легко разглядеть при включении фар, когда лучи «ходят» вверх-вниз в поисках правильного положения.
Если хоть одно из условий не выполнено, инспектор в присутствии двух понятых может вытащить лампочки из фар. Если они газоразрядные, оформляется протокол об изъятии. Вместе с лампочками вы отдаете права и регистрационные номера — эксплуатация автомобиля также запрещается — и готовитесь к визиту в суд. В течение суток можно поставить штатные лампы и подъехать за номерами — потом придется заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей за езду без номеров.
Если же вас остановили в темное время суток, то вместо конфискации на лампы накладывается арест — также при участии двух понятых. С цоколя лампы инспектор списывает маркировку, для верности он может ее даже сфотографировать. Затем лампы ставят на место, и вы можете ехать дальше — правда, опять же без прав и номеров. А лампы потом надо будет принести в суд.
В первую очередь эта акция коснется тех, кто поставил газоразрядные лампы на отечественные автомобили — заводского «ксенона» на них просто нет, да и к лампам легко подобраться. С иномарками инспекторам будет посложнее — маркировка фар часто скрыта кузовными деталями, колесико ручного корректора в салоне можно скрыть заглушкой, а, например, рестайлинговый Ford Focus имеет головную оптику «двойного назначения»: в нее могут быть установлены и галогенные, и газоразрядные лампы.
Конечно, в России с ее длинными ночами и грязными, плохо освещенными дорогами очень важен яркий свет фар. Но самодеятельная установка «ксенона» действительно увеличивает вероятность ослепления, и инициатива ГИБДД в целом верная. Кстати, вполне возможно, что милиция будет проводить контрольные «закупки» в автосервисах, которые предлагают услуги по установке таких ламп: сумма штрафа для юридических лиц — от 400 до 500 тысяч рублей с конфискацией «ксенона».
А следующей после газоразрядных ламп в немилость ГИБДД, скорее всего, попадет тонировка передних боковых стекол — поправки в КоАП об ужесточении наказания уже отправлены в Госдуму.
Сайт газеты "Авторевю"