Изначально законопроект о трансформации КС был внесен Владимиром Путиным как закон, подкрепляющий аналогичные поправки в Конституцию.
...
Ко второму чтению глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас внесли изменения, серьезно меняющие инициативу — согласно их поправке, судьи КС, как и сейчас, будут иметь право выразить свое особое мнение, но публичным оно быть перестанет — судье будет запрещено его обнародовать в какой-либо форме или ссылаться на него. Сейчас особые мнения публикуются в «Вестнике КС Российской Федерации» вместе с самим решением.
Как сказала «Ведомостям» судья КС в отставке Тамара Морщакова, новая поправка нарушает права человека. «Судья не вправе высказываться относительно своего особого мнения, даже если он его не опубликовал, но имел. Это явная ущербность, которая уже квалифицирована ЕСПЧ как нарушение права свободно выражать свое мнение», — сказала Морщакова.
Согласились с ней и юристы. «Явная абсурдность запрета разглашать и публиковать особое мнение судьи высшего суда заключается в том, что особые мнения — это локомотив развития права в любой стране, это правовое просвещение в чистом виде, ведь несогласные с решением судьи показывают слабые места, алогичность, а порой и ошибочность решений большинства», — сказал «Ведомостям» старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин.