Президент
Главным событием наступившего года для России станут выборы президента. Казалось бы, их результат предопределен: Владимир Путин — бесспорный лидер гонки, реальных соперников у него нет. Но падение популярности партии власти и многотысячные акции протеста избирателей, недовольных результатами выборов в Госдуму, изменили расклад: победа Путина в первом туре уже не выглядит столь очевидной. Второй тур самим фактом своего существования грозит радикально изменить расстановку сил в следующие шесть лет путинского правления: в этом случае президент теряет статус бесспорного лидера, чье право на власть сродни «божественному праву» монарха — то есть окончательно, бесповоротно и обсуждению не подлежит.
Пока кандидат в президенты маневрирует, пытаясь оценить серьезность намерений протестующих и допустимый предел возможных уступок со стороны власти. Общественности уже обещана политическая реформа — правда, от имени уходящего президента, что существенно снижает гарантии ее реализации. Не приходится сомневаться: победа главного кандидата будет обеспечена всеми доступными средствами. Скорее всего, недостаток общественной поддержки будет, как и на выборах в Госдуму, компенсирован за счет административного ресурса.
Проблема в том, что впоследствии вновь избранному президенту также придется компенсировать очевидный недостаток легитимности собственного правления. Механизм такой компенсации очевиден: от попыток хотя бы изобразить поиск компромисса придется переходить к политике «закручивания гаек». Скорее всего, это будет происходить под знаком борьбы с экстремизмом: как обнаружилось в ходе парламентской кампании, практически любую критику власти можно квалифицировать как разжигание социальной розни — со всеми вытекающими. О том, что в Кремле готовятся именно к такому сценарию, косвенно свидетельствует замена Сергея Нарышкина Сергеем Ивановым на посту главы администрации президента и перевод Вячеслава Володина на место Владислава Суркова. Оба новых назначенца не склонны к обходным маневрам и сложным комбинациям — скорее, они сторонники силового метода решения возможных проблем.
Правительство
Предполагается, что правительство возглавит Дмитрий Медведев — таков, по утверждению участников правящего тандема, результат обоюдной договоренности. По всей видимости, это цена добровольного отказа действующего президента от выдвижения своей кандидатуры на выборах. Но с электоральной точки зрения Медведев — в качестве бесплатного приложения к будущему президенту — является, скорее, балластом. Остатки имиджа либерала и реформатора, обеспечившего ему симпатии сторонников реформ, действующий президент растерял во время парламентской кампании, а новым политическим капиталом не обзавелся. Инициатива Медведева по созданию «большого правительства» всерьез воспринята не была. Как показало увольнение министра финансов Алексей Кудрина, некоторую возможность влиять на состав будущего кабинета министров Медведев получил; насколько велики его полномочия — станет ясно в ближайшее время. Кардинально обновить состав правительства нынешний глава государства пообещал еще на сентябрьском съезде «Единой России».
Основательная кадровая чистка может дать толчок к обновлению имиджа действующей власти, которую в глазах избирателя олицетворяет Владимир Путин. Пока наиболее вероятной считается отставка непопулярных министров — главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, руководителя Минобразования Андрея Фурсенко. Но в кулуарах поговаривают о том, что «перетряску» правительства могут совместить с реформой системы госуправления: в итоге, могут отказаться от введенной в 2004 г. трехуровневой системы ведомств (службы вернут в состав министерств, агентства сделают самостоятельными). А слитые в ходе административной реформы министерства — здравоохранения и социального развития, образования и науки, связи и массовых коммуникаций — снова разделят.
Вопрос о том, как долго Медведев будет возглавлять правительство, остается открытым. Большинство наблюдателей склонно считать, что недолго: он рискует стать политической жертвой непопулярных экономических реформ, которые правительству придется проводить после выборов.
Оппозиция
Обвальный рост недовольства и ставшее массовым протестное движение открывают новые перспективы перед оппозицией. Вопрос в том, сумеет ли она им воспользоваться.
Системная оппозиция, как показали декабрьские события, вполне удовлетворена полученным результатом: на волне протеста он оказался выше, чем можно было рассчитывать при инерционном сценарии выборов. Парламентская оппозиция отказалась сдавать депутатские мандаты и не заинтересована в досрочном роспуске парламента. Кроме того, под вопросом остается активное участие партий в масштабном наблюдении за президентскими выборам. Именно такое наблюдение, а вовсе не предложенные Путиным веб-камеры, способно обеспечить относительную честность избирательных процессов: по закону, на участках могут присутствовать только наблюдатели от кандидатов и представители СМИ. Но участие лидеров системной оппозиции в президентских выборах носит скорее номинальный характер, поэтому факт широкого общественного контроля за ходом голосования — подобного тому, что стал возможен на парламентских выборах — под вопросом.
Несистемная же оппозиция пока остается, по выражению Путина, «броуновским движением». Она разнородна, и нежелание видеть Путина президентом в течение следующих 12 лет — единственный элемент, объединяющий ее участников. При этом у оппозиции нет единого кандидата, за которого было бы готово проголосовать большинство населения страны. Однако ситуация быстро меняется: средний класс демонстрирует способность к самоорганизации, а этот опыт рождает новых лидеров. Раньше проходил сбор средств на антикоррупционный проект Навального «РосПил»; теперь по той же схеме проходит мобилизация участников митингов. Сам же борец с коррупцией Александр Навальный обретает статус народного политического лидера, не потрудившись обзавестись какой-либо политической структурой. Выдвинув слоган про «партию жуликов и воров», Навальный превратил парламентские выборы в референдум о недоверии «Единой России» и всей вертикали власти. А 15-суточное пребывание Навального в СИЗО вместе с другими участниками митинга на Чистых прудах превратило оппозиционера в героя — на проспекте Сахарова 24 декабря его встречали бурной овацией. Сам Навальный пока предусмотрительно избегает четкого политического позиционирования — это позволяет ему нравиться многим. Он не исключает возможности создания собственной партии и участия в президентских выборах, но только после того, как Министерство юстиции начнет регистрировать все партии а ЦИК — регистрировать всех кандидатов.
Политическая реформа
Процесс активного формирования новых политических партий может начаться уже в следующем году — если заработают поправки в законы о политической системе, инициированные Медведевым после декабрьских событий. В этом случае для создания партии потребуется уже не 45 тысяч членов, а всего 500. Однако это еще не значит, что в России сразу появятся новые влиятельные партии — если их вожди не смогут преодолеть собственные амбиции, с тем же успехом свобода создания политических объединений может привести к их атомизации.
http://news.rambler.ru/12396504/