Пикирующий Ё-мобиль О громких заявлених относительно скорого появления серийного Ё-мобиля можно забыть. Во всяком случае на ближайшие пару лет. На днях компания Ё-авто (совместное предприятие группы «Онэксим» Михаила Прохорова и ЗАО «Яровит-моторс») выступила с заявлением о том, что первые ходовые экземпляры долгожданной новинки мы увидим не раньше 2014 года.
Причина проста и банальна. По версии бывшего генерального директора компании Ё-авто Андрея Бирюкова, причиной переноса сроков выпуска Ё-мобиля стал отказ от участия в проекте американского разработчика кузовов. Кроме того, больше времени потребовалось и на разработку некоторых узлов. В результате заказ на разработку интерьера и экстерьера машины пришлось распределить среди российских компаний. Как раз в связи с серьезными задержками в разработке первых Ё-мобилей и лишился своей должности руководитель фирмы. Сейчас его место занимает главный конструктор проекта Андрей Гинзбург.
Как будет развиваться эпопея с разработкой и выпуском Ё-мобиля пока не ясно. Однако, в самой компании Ё-авто настроены довольно решительно и собираются довести начатое дело до конца. Уже весной 2013 года нам обещают показать ещё один прототип, который на 90-95% уже будет похож на реальный автомобиль. Кузов останется тот же — кроссовер, а вот первоначальная цена в 400 тыс. рублей уйдет в прошлое. По словам Андрея Бирюкова, если раньше Ё-мобиль позиционировался как самый дешевый кроссовер, то будущая модель относится уже к более высокому классу. Собственно поэтому и ценник на неё значительно поднимется.
У ведущих западных автомобильных компаний на разработку машины уходит обычно от 10 месяцев до 3-х лет. При этом автопроизводитель тратит порядка 1 млрд долларов на создание новой платформы. Сколько времени потребуется Ё-авто, чтобы завершить начатое — не ясно.
А между тем с момента анонсирования Ё-мобиля прошло уже более 2-х лет... 2-х лет обещаний и заверений, что вот-вот у нас появится новый автомобиль по доступным ценам. Ну что ж, подождем, возможно не мы, но наши дети или внуки доживут до того момента, когда смогут распахнуть дверь Ё-мобиля и сев в уютный салон, облегченно вздохнуть и сказать про себя: «Ну наконец-то сбылась мечта моей семьи!».
Кстати, а давайте вспомним, как происходила эволюция этого проекта. Для этого мы сделали подборку из 16 фактов о Ё-мобиле и компании, которая придумала всё это.
1) 12 апреля 2010 года. «Онэксим» и «Яровит» анонсировали проект под названием «Городской автомобиль», который позже был переименован.
2) 12 октября 2010 года. Показаны первые компьютерные изображения двух будущих моделей и некоторые особенности их конструкций.
3) 13 декабря 2010 года. В специально построенном павильоне на Тверском бульваре были представлены три прототипа: хэтчбек (он же микровэн), кросс-купе и фургон.
4) 9 февраля 2011 года. Михаил Прохоров заявил, что 90% комплектующих будут делаться в России, а нижний порог стоимости машин составит 320 тыс. рублей.
5) 15 февраля 2011 года. Стала известна информация о том, где собственно будут производиться Ё-мобили. Речь шла о поселке Марьино Ленинградской области. Именно там планируется построить завод по производству новых машин.
6) 21 февраля 2011 года. Состоялась первая модернизация несуществующего пока автомобиля. Общественности представили скетчи купе Ё-мобиля. Тогда многие сравнивали внешность этой машины с BMW X6.
7) 31 марта 2011 года. Объявлено, что в апреле этого года начнется прием заявок на Ё-мобили. В мае-июне планируется провести первые тест-драйвы автомобилей.
8) 1 апреля 2011 года. «Ё-кросс-купе» лично протестировал главный водитель России Владимир Путин, подчеркнув таким образом значимость этого автомобиля для общественности.
9) 12 сентября 2011 года. На автосалоне во Франкфурте дебютировал обновленный ё-кроссовер. У компании на выставке был целый стенд, где размещались прототипы моделей.
10) 16 сентября 2011 года. После завершения Франкфуртского автосалона 2011 компания «Ё-авто» заявляет о проведении всероссийской презентацию ё-мобиля. В большое турне по городам России поедут все автомобили, которые были представлены на выставке. Помимо Москвы и Питера, Ё-мобили приедут в Тверь, Великий Новгород, Смоленск, Ульяновск, Волгоград, Воронеж, Орел, Курск, Кострому, Ярославль, Владимир, Калугу, Тулу, Рязань, Липецк, Брянск, Самару, Саратов, Казань, Нижний Новгород.
11) 4 октября 2011 года. Компания Ё-авто собирается принять участие в Чемпионате России по ралли-рейдам и международных соревнованиях, а в перспективе — в трансконтинентальном ралли-марафоне «Дакар».
12) 28 октября 2011 года. Компания «Ё-авто» представила обновленный дизайн своего полноприводного пятидверного кроссовера с увеличенным клиренсом и просторным салоном.
13) 1 ноября 2011 года. Компания Ё-авто зарегистрировала в Роспатенте права на бренд «Ё» в графическом исполнении, которые будут распространяться не только на машины. Всего компания сможет использовать бренд «Ё» на 540 наименованиях товаров и услуг.
14) 26 и 27 ноября 2011 года. В Москве на Красной площади состоялся показ трех моделей первого российского гибридного автомобиля, продвигаемого под брендом Ё-мобиль. Машина ездила по брусчатке, демонстрируя свою мощь, а потом заглохла. С импровизированной площадки тросом её оттаскивал Audi Q7.
15) 24 февраля 2012 года. Гоночный ё-мобиль 23 февраля 2012 года принявший участие в соревнованиях на первом спецучастке этапа чемпионата России по ралли-рейдам «Белогорье 2012» занял пятое место в абсолютном зачете. А вот в своём классе — RS (Рейд-Спорт) — «ё-мобиль» пришел первым. Пилотировал машину двукратный чемпион России по ралли и бронзовый призер марафона «Шелковый путь» Александр Желудов.
16) 3 сентября 2012 года. Стало известно, что выпуск Ё-мобилей отложен минимум до 2014 года. В проблемах, связанных с переносом сроков производства ё-мобилей, часть вины лежит на американских партнерах компании.
Вот пожалуй и всё. Мы опубликовали лишь известные факты, которые не раз освещались в средствах массовой информации. А для полной объективности мы решили задать три вопроса о перспективах Ё-мобиля руководителю направления «Авто» делового портала BFM.ru Алексею Аксенову:
Дойдет ли всё таки Ё-мобиль до конвейера?
— Я думаю, что в итоге может и не дойти. Слишком мгого было сделано заявлений, слишком много обещаний — не просчитанных экономически. Если обещанное выполнено не будет — то покупать машину никто не станет. А значит проект закроют. Яркий пример российский аналог i-phone, который показывали Путину. Он уже должент быть вовсю продаваться. И где он сейчас? А это не телефон сделать, а машину, заново, завоно построить производсвто, запустить выпуск вдигателей.... в общем не реально. Вернее реально, но не за обещанные деньги. Или же это будет просто убыточный проект.
Насколько серийный Ё-мобиль будет интересен российскому покупателю,
ведь уже известно, что стоимость машин будет больше заявленной?
— Машина может быть востребована и при дальнейшем росте цен (разумном разумеется), но только в очень незначительных объемах. Как Приус, например. Просто фан. Прикол. Похвастаться перед друзьями своей высокотехнологичностью и модностью. А тут еще прибавляется и патриотизм. Но вопрос в том, как долго этот фан проездит без отправки на гарантийный ремонт. Если машина будет отличаться российской надежностью, то спрос (даже тот незначительный, что может быть) быстро упадет. Ведь это вам не свечи на Жугулях поменять, и не карбюратор отрегулировать. И по сложности ремонта и по цене.
Сейчас прошла очередная пиар-компания относительно Ё-мобилей. Когда
можно ожидать следующий виток слухов о появлении этих машин?
— Если машину дейсвтительно хотят запустить в производство, то будут пиарится с периодичностью раз в три месяца. Добавлять каких-то фактов, фоток, новых вводных. Если же сроки опять будут перенесены — то есть риск с пиаром переборщить. Всем просто надоест и никто читать про Ё-мобили не будет.
Текст и интервью: Алексей Морозов