Вопрос: Какие основные этапы модернизации пережили двигатели V8 с 2006 года?
Роб Уайт: Можно подумать, что проще всего сказать: когда регламент на двигатели заморожен, никакой модернизации не было! Тем не менее, происходили достаточно заметные перемены в эксплуатации этих моторов и требованиях, которые к ним предъявлялись. На самом деле, почти каждый сезон приносил какие-то изменения.
Первое из них датировано 2007 годом: был объявлен мораторий на модернизацию основных частей двигателя и введёно ограничение оборотов. В 2008-м мораторий был распространён на более широкий круг компонентов и внедрены стандартные электронные блоки управления. С 2009-го количество моторов, которые мог использовать гонщик в течение сезона, ограничили до восьми, а предельная скорость вращения коленчатого вала была снижена с 19000 до 18000 об/мин. Если говорить о более поздних переменах, то они были связаны с разъяснениями положений регламента, касавшихся картографии двигателей и особенностей их использования.
Но это нормальная ситуация для Формулы 1, и трудность задачи в том, чтобы в условиях любых ограничений добиться максимально эффективной работы техники. Одновременно нам пришлось адаптироваться к ситуации, когда требовалось увеличить ресурс двигателей, и усложнились требования, к ним предъявляемые.
В прежние времена мы могли перед гонкой поставить на машину новый двигатель и поменять его уже к следующему Гран При. Следовательно, гонщик всегда мог атаковать на пределе, не думая о ресурсе мотора. Но введенный лимит восьми двигателей на сезон означал, что некоторые из них должны были выдержать по три гонки.
Мы научились продлевать ресурс силовых агрегатов и их компонентов, не меняя технологий и не допуская снижения характеристик. В результате эти моторы могут выдерживать до 2500 км без заметного падения мощности. В прошлом ресурс двигателя составлял немногим больше 350 км, так что за 12 лет он вырос более чем в семь раз.
Вопрос: Если бы не был ввёден мораторий на модернизацию, а обороты не были ограничены, на что были бы способны двигатели?
Роб Уайт: Если не ограничивать обороты, мы бы продолжали их повышать, пока не достигли бы предела, связанного с физикой процесса сгорания, а также с тем, что по мере увеличения скорости вращения растёт и трение, что сводило бы на нет улучшение параметров. Если бы не было других ограничений, могу предположить, что мы бы достигли скоростей вращения коленчатого вала, превышающих 22000 об/мин, а мощность выросла бы на 75 л.с. (т.е. на 10%), что эквивалентно примерно двум секундам на круге в Монце.