Берни Экклстоун об идее "золотых медалей"
Недавно владелец Формулы 1, Берни Экклстоун, выступил с предложением заменить нынешнюю систему начисления очков за победы награждением пилотов золотыми медалями. У этой идеи сразу же появилось множество противников и прежде чем принимать решение по этому вопросу, FIA решила спросить мнение болельщиков. В настоящий момент на официальном сайте чемпионата идет голосование, в котором может принять участие любой желающий, а пока сам Берни рассказывает о преимуществах своей системы…
Вопрос: Недавно Вы предложили награждать победителей гонок в Формуле 1 золотыми медалями. Каким образом работала бы данная система?
Берни Экклстоун: Суть моей идеи заключается в том, что вместо очков мы должны награждать первую тройку призеров гонки медалями: золотой за победу, серебряной за второе место и бронзовой за третье.
Вопрос: Как тогда будет определяться чемпион мира?
Берни Экклстоун: Титул получит тот гонщик, который за сезон завоюет больше всего побед, и следовательно золотых медалей. Если у двух и более участников окажется равенство по этому показателю, чемпионом станет тот, у кого будет больше серебряных наград (если и в этом случае получится равенство, спор решит количество бронзовых медалей и т.д.)
Вопрос: Что стояло за внедрением этой идеи?
Берни Экклстоун: Что ж, все довольно просто. Это сделает Формулу 1 еще более зрелищной, поскольку пилоты будут стремиться к победам, что увеличит количество обгонов, возможностей для риска и на каждой гонке зрители будут наблюдать борьбу до самого клетчатого флага. В настоящее время, гонщики, находящиеся по ходу гонки на второй, третьей или четвертой позиции, не стремятся продвинуться впереди и спокойно доезжают до финиша. В итоге, после последней волны пит-стопов, заключительный отрезок дистанции превращается в унылое зрелище. И пилоты здесь не причем, они прежде всего гонщики, это система начисления очков заставляет их быть слишком консервативными, поскольку, если они хотят завоевать титул, им лучше сохранить несколько гарантированных очков, нежели гнаться за лидером и рисковать их потерей.
Но ведь это Формула 1, вершина мирового автоспорта, и только лучший пилот должен выигрывать титул. Чемпион мира Формулы 1 должен ассоциироваться не только со стабильным и надежным гонщиком. Нужно бороться до конца, использовать все шансы, а не соглашаться на вторую ступеньку подиума. В прошлом году, Хэмильтон вышел в лидеры чемпионата, еще даже не завоевав своей первой победы в карьере. Аналогично, после Гран-При Канады нынешнего сезона, Кубица возглавил личный зачет, несмотря на то, что к этому моменту на счету Хэмильтона, Массы и Райкконена было гораздо больше побед. Льюис и Роберт невероятно талантливы, но я не думаю, что действующая система начисления очков должна приводить к чемпионству. Нельзя, чтобы гонщик, не победивший ни в одной гонке, мог обеспечивать себе титул, но это действительно может произойти, если мы не изменим систему начисления очков.
Вопрос: Судьбу чемпионского титула в Кубке Конструкторов Вы предлагаете решать таким же путем?
Берни Экклстоун: Нет, думаю, для Кубка Конструкторов, мы должны сохранить нынешнюю систему, с начислением очков за завоеванные на финише места с первого по восьмое. Для команд, эти очки - чисто финансовый вопрос, поскольку их количество определяет долю от ежегодного распределения доходов FOM. Бороться за одно или два очка очень важно для команд-аутсайдеров и я не вижу причин, по которым мы должны лишать их этой возможности. Вспомним 2003-й год, тогда мы расширили систему начисления очков до восьми мест - эта мера принесла большую пользу командам, особенно небольшим, а вот в личном зачете ситуация ухудшилась, поскольку увеличив награду за второе место с шести до восьми очков, мы сделали разницу между победой и второй ступенькой подиума слишком малой. В тот год Михаэль (Шумахер) выиграл титул у Кими (Райкконена) с преимуществом всего в два очка, однако Михаэль выиграл шесть гонок, а Кими всего одну. Кими - великолепный пилот, истинный гонщик, но я не думаю, что в той ситуации было бы справедливо, если бы именно он стал чемпионом, тем не менее, это чуть не произошло.
Вопрос: Некоторые средства массовой информации выдвинули предположение, что за этой идеей стояло Ваше недовольство победой Льюиса в прошедшем чемпионате...
Берни Экклстоун: Бред! Льюис - достойный чемпион мира и никто более не радовался его победе, чем я. Он был рожден стать чемпионом, вопрос заключался лишь в том, когда он добьется этого успеха. Единственное, чем я остался недоволен, это тем, что при нынешней очковой системе, для завоевания титула в последней гонке Льюису необходимо было финишировать всего лишь пятым. Не думаю, что болельщики приезжают на гонки или включают свои телевизоры для того, чтобы увидеть, как великолепный пилот нацеливается и борется за пятую позицию. Они хотят видеть, как лучшие гонщики планеты сражаются за победу.
Вопрос: Не переживаете, что с системой золотых медалей, судьба титула может быть решена уже к середине сезона?
Берни Экклстоун: Это может произойти при любой системе начисления очков, если один конструктор построит превосходную машину и будет доминировать на каждой трассе, но на самом деле, я думаю, что при системе золотых медалей такая ситуация менее вероятна. За четыре или пять гонок до конца сезона, пилот, на счету которого три или четыре золотых медали, все еще будет претендовать на общую победу в чемпионате, что менее вероятно при системе с очками, где разница между первым и вторым местом составляет всего два пункта. В любом случае, чтобы сохранить доступность и зрелищность Формулы 1 необходимо сокращать расходы, что в свою очередь позволит командам быть конкурентоспособными. Я очень рад, что руководство "конюшен" увидели истинный смысл этой проблемы и согласовали важные меры сокращения своих затрат, в чем Макс (Мосли) и я убеждали их на протяжении последнего времени. Все они услышали тревожный звоночек и осознали, что их нынешние огромные расходы просто не имеют смысла. А главное, они поняли, что гонки должны стать более зрелищными.