Пресс-конференция Макса Мосли, президента FIA
В течение нескольких месяцев президент FIA, Макс Мосли, то и дело предупреждал всех, что если не принять меры по решительному сокращению расходов, автопроизводители могут начать покидать Формулу 1. В пятницу утром его опасения оправдались - Honda объявила об уходе из королевских гонок.
Вчера Мосли провел пресс-конференцию, на которой поделился с прессой своими мыслями на этот счет и своим видением будущего Формулы 1...
Вопрос: Какова была Ваша реакция на новость об уходе Honda из Формулы 1?
Макс Мосли: Грустно, ведь компания предоставляла много рабочих мест и на протяжении многих лет была ключевым игроком в Формуле 1.
Должен сказать, эта новость стала для меня полной неожиданностью. Я понимал, что в скором времени один из автопроизводителей покинет Формулу 1, еще даже до наступления нынешней ситуации, когда расходы команд полностью вышли из под контроля. Теперь же трудно себе представить, как поведут себя автомобильные компании, если мы не проведем существенное сокращение затрат. Захотят ли они остаться...
Вопрос: Вы ожидаете, что другие автопроизводители последуют примеру Honda и вчерашнее заявление японской компании вызовет в Формуле 1 эффект домино?
Макс Мосли: Мы не обладаем такой информацией, но вместо этого мы можем продемонстрировать директорам оставшихся автомобильных компаний, что уже в самом ближайшем будущем затраты на содержание команд в Формуле 1 снизятся. Нет сомнений в том, что они начнут обсуждать подобную возможность.
Вопрос: Это призыв к тому, что большие автопроизводители необходимы чемпионату?
Макс Мосли: Да! В четверг команды собирались на очередное заседание FOTA, ключевой темой которого стало существенное сокращение расходов. На предыдущей встрече они также обсуждали эту проблему, они пытаются что-то предпринять, но вопрос в том, в нужном ли ключе они действуют.
Надеюсь, в ближайшие дни мне удастся встретиться с командами FOTA и обсудить этот вопрос. Не думаю, что в сложившейся ситуации стоит откладывать это решение в долгий ящик.
Вопрос: Если в межсезонье еще одна команда примет решение уйти из Формулы 1 и стартовая решетка сократится до 16 машин, это подорвет кредит доверия к королевским гонкам?
Макс Мосли: В таком случае настанут тяжелые времена. Но если мы сможем предоставить доступный силовой агрегат (двигатель и коробку передач) думаю, вполне возможно один из известных в прошлом владельцев команды Формулы 1 сможет позволить себе поддержать "этот тонущий корабль".
Я считаю, что все сейчас зависит только от доступного силового агрегата. Если мы сможем добиться его внедрения, тогда, возможно, найдутся люди, желающие владеть одной или двумя командами, но до ухода еще одного коллектива дело, скорее всего, не дойдет. В конце концов, в наших руках есть все возможности, вопрос лишь в том, как мы сможем их использовать.
Вопрос: Ник Фрай сказал, что в покупке Honda заинтересованы сразу три человека. Вы что-нибудь знаете об них?
Макс Мосли: Нет, о возможных покупателях я ничего не знаю, зато знаком со многими людьми, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в этой сделке. Но первым делом они спросят у Honda "на каких условиях?" и "кто мне будет поставлять двигатели и коробки передач?". Именно поэтому я написал вчера командам свое письмо - мы хотим, чтобы и двигатель и коробка передач были доступны каждому и при первой необходимости.
Вопрос: Действительно ли необходимо существенно снизить расходы уже в следующем году до того, как в 2010-м вступят основные поправки в правила?
Макс Мосли: В четверг команды сделали большой шаг вперед в направлении дальнейшего сокращения расходов, но во многих отношениях сезон-2009 будет очень тяжелым. Жребий брошен - момент, когда мы сможем произвести глобальное снижение затрат, наступит лишь в 2010-м, но ведь сначала нужно пережить 2009-й.
Команды уже многого добились и я уверен, мы сможем сделать больше - в предстоящем сезоне постараемся держать все под контролем, но настоящие перемены в Формуле 1 произойдут не раньше 2010-го.
Вопрос: Сезон-2009 станет для Формулы 1 непростым потому, что придется прилагать усилия по сохранению команд в чемпионате, попутно стараясь двигаться вперед?
Макс Мосли: Да, будет тяжело, потому что никто не знает насколько серьезен нынешний мировой финансовый кризис. Он затрагивает всех, не только команды, но и возможности простых людей приезжать на гонки, возможности организаторов платить необходимые взносы, затрагивает большие корпорации и даже, в какой то мере, телевизионных зрителей.
Сложно предсказывать дальнейшее развитие событий, но пока мы полностью контролируем ситуацию, мы должны удостовериться, что сделали все возможное, чтобы гарантировать полный контроль над расходами. В данный момент это все, что мы можем предпринять, после чего лишь надеяться на светлое будущее.
Вопрос: Ключевую роль в отставке Honda сыграла рецессия мировых экономик. По-вашему, изменения в регламент на будущий сезон, также сыграли свою роль в принятии этого решения, ведь создание и настройка систем KERS - очень дорогостоящее занятие, а серьезных оснований для ее введения как не было, так и нет?
Макс Мосли: Нужно смотреть на эти вещи, соблюдай определенные пропорции. Бюджеты топ-команды составляют порядка 200 миллионов фунтов. Количество работников в них колеблется от 700 до 1000 человек. Не думаю, что кто-то тратит на системы KERS более 10-15 миллионов долларов, иными словами менее 10% бюджета.
Разумеется, если вы хотите сократить расходы, необходимо учитывать все области - но первое место в этом списке занимает коробка передач. Затраты на ее разработку во много раз превышают расходы на KERS. Аэродинамические трубы и отделы аэродинамики также, в отличие от инженеров KERS, тратят огромные суммы. Существует немало таких примеров - невозможно за счет одной области решить эту проблему, необходимо смотреть на нее количественно.
Вопрос: Нужны ли Формуле 1 сложные технологии? Берни Экклстоун сказал, что обычный человек не желает видеть гонки технологий - ему просто хочется наблюдать за борьбой пилотов на трассе...
Макс Молси: Нужно внедрять технологии, понятные обывателю. И в этом отношении, KERS - очень хороший пример. Система восстанавливает и накапливает энергию на торможениях, и впоследствии она может быть использована повторно. Подобные решения непосредственно относятся к дорожным машинам.
Все прекрасно понимают, что если они смогут использовать энергию, которая вырабатывается за счет сжигания топлива два, три или даже четыре раза, вместо одного, как сейчас, они получат большое преимущество.
Все остальное - пустая трата времени. Возьмем к примеру сложные коробки передач - кроме конструкторов и инженеров, их ведь никто не видит и не знает принципы их работы.
Тоже самое с двигателями и аэродинамикой - появилась ли на переднем антикрыле небольшая закрылка или нет, никто не знает. KERS же совсем другая технология, понятная абсолютно всем. А вот аэродинамика, коробки передач, высокооборотистые двигатели, легкие компоненты машины - эти вещи не поддаются понимаю рядового болельщика.
Приведу вам один пример. Подвеска болида Формулы 1 стоит примерно 5-10 миллионов фунтов, и все из-за того, что производится она из специальных материалов. Если бы ее изготавливали из стали, как это было пару лет назад, трибуны разницы бы никакой не заметили, зато это позволило бы вместо миллионов тратить на нее всего несколько сотен тысяч.
Тормозные колодки - из-за сложного процесса производства их стоимость также очень высока, но ведь об этом никто не знает и никто, кроме десяти человек во всем мире, не сможет с уверенностью определить, какая из колодок какой машине принадлежала.
Теперь посмотрим на колесные гайки. Каждая команда за год использует примерно 1000 таких гаек, но она использует их всего один раз только потому, что они очень легкие, а стоимость каждой доходит до 1200 долларов, поскольку их приходиться везти из Калифорнии. Я считаю, что во всем этом нет никакой необходимости и никто из участников не получает за счет этого какого-то преимущества. Таких примеров бесконечное множество, так что в некотором смысле Берни прав.
KERS же настолько фундаментальная технология, что помимо понимания ее работы публикой, ею можно заинтересовать потенциальных спонсоров, которые задаются вопросом, каким образом они могут быть вовлечены в Формулу 1 - вид спорта, который потребляет огромное количество топлива и энергии. Мы же можем ответить им, что Формула 1 - полигон для разработки совершенно новой системы, отличной от существующих в дорожных машинах, способной восстанавливать использованную энергию и впоследствии использовать ее вторично.
Поэтому если бы я вносил коррективы, KERS отменил бы в последнюю очередь. Я начал бы с тех вещей, которые не имеют особого значения и влияния на результат.
Вопрос: Если посмотреть на двух японских автопроизводителей, Вы бы вряд ли могли предположить, что один из них, а именно Honda, покинет чемпионат. Но помимо заводских коллективов, в Формуле 1 выступают и две команды, принадлежащие Red Bull и вопрос в том, как долго компания сможет поддерживать их жизнеспособность. Таким образом, в самое ближайшее время, в паддоке может остаться всего 14 машин. Что произойдет тогда?
Макс Мосли: Хороший вопрос. В прежние годы мы бы просто сказали командам выставлять на гонки по три машины, но в современных условиях они, скорее всего, не смогут этого сделать и откажутся от подобной идеи.
То, что я пытаюсь сделать сейчас, в корне отличается от этого - я предлагаю командам снизить расходы до уровня, когда они могли бы выступать в чемпионате на деньги, полученные от FOM и минимума спонсоров, дабы большим автомобильным компаниям или Red Bull не пришлось лезть в свой собственный карман.
В настоящий момент осуществить эту идею непросто, а если количество участников сократится до четырнадцати или того меньше, мы столкнемся с очень серьезной проблемой.