А во взятке разве не обе стороны заинтересованы?
Ведь Если инспектору не дадут, он не возьмёт, напишет протокол и к водителю примут совершенно другие меры воздействия......или ещё более увеличенный штраф или лишение В.У. В этой ситуации мне кажется более заинтересованы водители-нарушители. Если никто из нарушителей не будет давать взятку, то как инспектор её возьмёт? ........
Мне кажется за дачу взятки необходимо давать срок не менее того, чем предусмотрен за получение взятки!
В чём я не прав?
В начальных условиях.
Для гаишника нарушение водителем ПДД не причина, а повод.
ПДД существуют для того, чтобы снизить число аварийных ситуаций. Грубо говоря, в ПДД написано, что водители должны и чего не должны делать, чтобы избежать аварийных ситуаций. Основная задача ГАИ - обеспечить безопасность дорожного движения. Им даже название новое в соответствии с этой задачей дали. Одним из способов выполнения этой задачи является обеспечение выполнения водителями ПДД. То есть гаишнику нужны для того, чтобы водители соблюдали ПДД. На самом деле у них есть и другие направления работы в рамках их задачи, но нас интересует именно эта.
Существует два подхода для обеспечения соблюдения водителями ПДД. Первый - предупреждать нарушение перед тем, как оно должно быть совершено. Второй - предупреждать нарушения задолго до. В первом случае гаишники стоят на виду в особо опасных местах, устанавливают хоошо заметные видеокамеры, просто тормозят водителя в тот момент, когда он собирается нарушить, и объясняют, что он сейчас совершит нарушение - и отпускают. Во втором есть два подраздела - создание такого менталитета, при котором нарушать ПДД некрасиво, и кнут в виде штрафа на случай нарушения. То есть штраф, который платит водитель за нарушение - это не столько наказание за проступок, сколько угроза на будущее - чтобы не платить штрафы, больше не нарушай. И сам факт наказания опять же играет роль убеждения в неотвратимости будущих наказаний в случае нарушений.
Это все идеальная схема. При этой схеме гаишники заинтересованы в том, чтобы не было аварий - то есть в том, чтобы водители не нарушали. Ситуация, при которой задержанный нарушитель пытается избежать официального штрафа, предлагая гаишнику мзду, действительно определяется обоюдным желанием: водитель хочет сэкономить, а гаишник готов не выполнить свою работу, получив за это взятку.
Теперь давай смотреть, что имеет место быть у нас в реале.
Среди задач ГАИ обеспечение БДД только постулируется. На самом деле акценты смещены в сторону выявления нарушений. То есть эффективность работы гаишника оценивается не по отсутствию аварий на его участке, а по количеству выявленных нарушителей. Мало штрафов выписал - хреново работаешь. Много - молодец. В результате гаишникам ставят план по штрафам - то есть в течение месяца он должен выявить определенное число нарушителей по каждому из ключевых нарушений. Соответственно наш гаишник кровно заинтересован не в том, чтобы водители не нарушали, а как раз наоборот - чтобы они нарушали, и им можно было выписать штраф. Соответственно на каждого водителя гаишник смотрит как на потенциальную очередную черточку в колонке учета выписанных штрафов. Однако, план планом, а кушать тоже хочется. А зарплаты маленькие. А у людей есть деньги, чтобы покупать машины, покупать к ним запчасти, покупать к ним бензин. А раз деньги есть - их можно у них перераспределить в свою пользу, чтобы хватило не только на хлеб с маслицем, но и на колбаску с икоркой - ну и на запивку к ним. Поэтому после выполнения плана (а то и паралельно с ним) в лице каждого водителя гаишник видит кошелек, из которого можно выдерныть некоторую сумму, размер которой определяется в зависимости от ряда параметров. Соответственно каждого проезжающего мимо водителя гаишник оценивает с точки зрения выполнения плана, пополнения кармана или же потраченного впустую времени , за которое можно было бы обработать пару-тройку более перспективных клиентов. Один из критериев анализа - можно ли припаять водителю то или иное нарушение. которое он совершал или нет. После того, как предварительный анализ завершен в плюс, взлетает жезл, звучит свисток - и начинается более тщательный анализ, в рамках которого водителю звучит прямой или скрытый намек на перераспределение денежных средств - или же сразу выполняется план.
И вот тут уже у водителя появляется выбор, соглашаться на штраф, уходить в отказ или идти навстречу.
Отдельно идут крутые, для которых гаишники - чисто сборщики платы за атракцион "крутой загон на тачке".Эти готовы платить сразу - и ехать до следующего сборщика.
Ясно, что в последнем случае наказание должно быть максимально жестким к водителю, а в первом - к гаишнику. Вот только беспристрастно отделить их будет сложновато.