Тестгейт. Nokian официально призналась в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов Финская Nokian признала, что много лет предоставляла для тестов специально подготовленные шины
На этой неделе финский портал Kauppalehti опубликовал материал, ставший причиной скандала в шинной отрасли, который уже сравнивают с фольксвагеновским «дизельгейтом». Издание из своих источников получило достоверные данные о том, что финская Nokian в течение нескольких лет предоставляла для тестов различных журналов модифицированные шины, чтобы они побеждали в испытаниях и таким образом увеличивали ценность бренда и стоимость акций компании.
По словам источников Kauppalehti, компания намеренно вводила потребителей в заблуждение. «Когда тестировались шины, купленные в обычном магазине, они не могли победить. Такой риск компания не могла себе позволить», - заявил один из собеседников издания.
Kauppalehti пишет, что Nokian активно использовала многочисленные победы в тестах в своих рекламных материалах для того, чтобы оправдывать перед дилерами повышение средней стоимости своих шин, а держатели акций были заинтересованы в манипуляциях, поскольку они увеличивали их прибыль. «Ни одно из объяснений по поводу роста цен не имело веса, если не было подтверждено победами в тестах, - пишет портал. - В России и других странах первые места были крайне важным условием».
По данным издания, систематические подтасовки начались в период, когда во главе Nokian стоял предыдущий генеральный директор Ким Гран (Kim Gran), который ушел с этого поста в сентябре 2014 года.
По данным Kauppalehti, победы в шинных испытаниях со временем превратились в сотни миллионов евро дивидендов, а доходы от побед могли превышать годовой оклад топ-менеджера. Kauppalehti также пишет, что к выступлениям в тестах была привязана система начисления бонусов, поэтому искажение результатов испытаний стало регулярной практикой.
«Когда компания находилась под руководством Кима Грана, манипуляции с тестами привели к устойчивому росту стоимости акций, - заявил Kauppalehti эксперт в области бизнес-юриспруденции. - Ответственность совета директоров Nokian - это очень интересный вопрос, и власти должны изучить эту ситуацию».
Kauppalehti делает вывод, что регулярные манипуляции начались в 2005 году, после чего благодаря отличным выступлениям шин Nokian в различных тестах, компания начала заметно быстрее укреплять свои позиции на рынке. «Этот пузырь рано или поздно должен был лопнуть, и это произойдет, когда подтасовками заинтересуются официальные власти, - сказал изданию один из сотрудников компании на условиях анонимности. - Если в каком-то из журналов шины не показывали желаемых результатов, нам тут же напоминали о стоимости акций. Нам говорили прямо в лицо, что из-за нас компания упустила прибыль. Если же шины занимали высокое место в тесте, объявлялся новый опцион на акции».
По данным Kauppalehti, о поставках модифицированных шин, которые позволяли искажать результаты тестов, знало лишь ограниченное число людей, но со временем информация становилась более широко известной. Для создания специальных версий шин для тестов изготавливались новые пресс-формы, которые подготавливались в крайне сжатые сроки. Шины производились из улучшенных материалов и существенно отличались от тех, что находились в серийном производстве.
В своих рекламных материалах Nokian указывает, что ее шины побеждали в тестах таких журналов, как Vi Bilägare, Tuulilasi, «За рулем», Auto Zeitung, Teknikens Värld, Auto Motor und Sport и т.д., и теперь все результаты этих испытаний оказались под вопросом. Kauppalehti добавляет, что анализ результатов тестов показал, что в последние годы зимние шины Nokian семейства Hakkapeliitta победили в 25 журнальных тестах.
Подобные разоблачения появлялись в прессе и раньше, но на этот раз ситуация отличается, поскольку обвинения были признаны оправданными, и заявил об этом нынешний генеральный директор Nokian Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta). По его словам, в прошлом подобные манипуляции действительно имели место - к примеру, для тестов были модифицированы шины Nokian Hakkapeliita 8 - но «теперь компания изменила свою политику и больше не производит шины специально для тестов».
http://colesa.ru/news/49586