В ППВС от 2006 года обратите внимание, что выезд на ПОЛОСУ для МТС должен квалифицироваться по ч.(3)4 ст.12.15 КоАП РФ, если был совершен на дороге, где в каждую сторону по одной полосе.
Прочитайте нижеследующее и задумайтесь, а может ли выезд на полосу для МТС квалифицироваться по ч.4 ст.12.15, если на дороге, где установлен знак 5.11 для общего потока есть как минимум 2 полосу движения?
Показания специалиста по ситуации, произишедшей на уг.ул.Б.Казачья и Ст.Разина:
В соответствии с Приложением № 4 к постановлению мэра города Саратова от 23 мая 2006 г. N 195 «О дислокации средств регулирования дорожного движения в г. Саратове» (с изм. от 22.09. 2006, 15.09.2006 г., 19.03.2007, 12.09. 2007 г., 08.10. 2008 г.) улица Б. Казачья в границах от ул. Аткарская до ул. Университетская является улицей с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.
На улицах с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств в соответствии с Приложением №1 к Правилам дорожного движения РФ (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (с посл. изм. и доп.) устанавливается знак 5.11.
Данный знак является «знаком особых предписаний» и обозначает «Дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств. Дорогу, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств».
Движение транспортных средств по такой дороге осуществляется в одном направлении (общий поток), во встречном направлении разрешено движение только маршрутных транспортных средств. Таким образом, на дорогах, на которых установлен знак 5.11, движение транспорта осуществляется в особом режиме. В связи с этим, дорога (участок дороги), обозначенная знаком 5.11, не является дорогой с двусторонним движением.
Дорожный знак 5.11 не определяет количество полос движения автотранспорта в общем потоке. Согласно п. 9.1 Правил дорожного движения РФ «количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8». В случае отсутствия дорожной разметки и вышеуказанных знаков количество полос для движения определяется по правилам п. 9.1 ПДД РФ, то есть «самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними». Данное правило расчета количества полос для движения транспортных средств применяется ко всем видам транспортных средств, за исключением транспорта, движущегося по рельсам.
Поэтому, на дорогах, обозначенных знаком 5.11, в отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков, обозначающих полосы движения, количество полос для движения транспорта в общем потоке и их ширина подлежит определению самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом, ширина полосы, специально выделенной для маршрутных транспортных средств, также определяется исходя из габаритов движущихся по ней транспортных средств (маршрутных).
При исчислении конкретного количества полос для движения, в первую очередь, следует исходить из ширины проезжей части. В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ под «проезжей частью» подразумевается «элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств»; а под «полосой движения» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Исходя из понятия «полоса движения», а также правил определения количества полос движения (п.9.1 ПДД РФ), проезжая часть дороги может иметь одну или несколько полос для движения. В случае, если на дороге установлен знак 5.11, то проезжая часть такой дороги содержит одну полосу для движения маршрутного транспорта и одну или несколько полос для движения другого транспорта в общем потоке. Точное количество полос движения транспорта в общем потоке следует определять исходя из габаритов транспортных средств путем вычета из ширины проезжей части дороги ширины полосы, предназначенной для движения маршрутного транспорта.
В г.Саратов на ул. Б. Казачья (в границах улиц Университетская и Аткарская) движение транспортных средств в общем потоке допустимо не менее чем в два ряда. При этом обеспечиваются необходимые интервалы между транспортными средствами. Исходя из этого, к данному участку дороги не применимо понятие «сторона дороги, предназначенная для встречного движения», поскольку движение транспорта во встречном направлении там не осуществляется. Также к данному участку дороги не применимо правило определения размера «стороны дороги, предназначенной для встречного движения» как «половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части». В связи с этим, нарушение правил расположения транспортного средства на дороге, обозначенной знаком 5.11 ПДД и имеющей не менее двух полос движения для транспорта в общем потоке, не может считаться «выездом на сторону дороги, предназначенной для встречного движения».
Следует иметь в виду, что значение дорожного знака 5.11 также раскрывается в п.18.2 Правил дорожного движения РФ. Согласно п. 18.2 Правил дорожного движения РФ запрещается «движение и остановка» других транспортных средств «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14». Таким образом, из содержания п.18.2 ПДД РФ видно, что он не содержит каких-либо правил относительно движения транспортных средств, движущихся в общем потоке, навстречу маршрутному транспорту.
Кроме того, при определении правил движения по дорогам, обозначенным знаком 5.11 и не имеющим дорожной разметки, необходимо учитывать наличие рядом жилых домов, зданий и сооружений, въезд на территорию которых невозможен без пересечения полосы, выделенной для маршрутного транспорта.