Замечательный пример безграмотности и нежелания знать историю. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне - лётчик ВВС Северного флота Борис Сафонов. О "провале" торпедоносцев Вам поведает А.В. Пресняков в своих мемуарах "Над волнами Балтики". Если нет желания читать книгу, можете ознакомиться с историей 1-го гвардейского минно-торпедного полка ВВС КБФ. Подводный флот действительно имел наименьшую эффективность по сравнению с другими воюющими, но тому есть объективные причины. Черноморский флот в начале войны никто не топил, основные потери он понёс от подрыва на минах и авианалётов. Одной из задач флота и является поддержка действий сухопутных войск, каковая во время Великой Отечественной войны была флотом полностью выполнена. И если бы Вы хоть сколько-нибудь знали историю войны, то обратили бы внимание, что основной ТВД был именно на суше. А современный флот нужен не для пускания пыли, а для сдерживания потенциального противника и защиты своих экономических и политических интересов в Мировом океане.
При всем моём уважении к дедам, которые воевали и победили.
Черноморский флот.
Действия Черноморского флота в годы ВОВ были самыми противоречивыми, с одной стороны – самое большое количество десантных операций, обычно успешных, но с другой стороны – это сплошные упущенные возможности. Флот по вине командования и военно-морской разведки не смог завладеть абсолютным господством на море, хотя все возможности для этого были.
До 1942г. Черноморскому флоту противостоял слабый румынский флот, который по боевым возможностям уступал 1 крейсеру 26 проекта.
Простое сравнение сил демонстрирует полное превосходство наших сил: у ЧФ 1 линкор, 5 крейсеров, 1 старый крейсер-минзаг, 3 лидера (больших эсминца), 13 эсминцев, 2 СКР, 47 подводных лодок, а также тральщики, сотни катеров. У Румынии -4 эсминца, 3 миноносца, 2 минзага, 1(одна) подводная лодка! Имея такое превосходство в силах можно было полностью заблокировать румынское побережье и превратить румынские порты в руины.
К сожалению, советские адмиралы получали совершенно лживые данные разведки, о том, что в Черное море готовится войти итальянский флот, а так же уже вошли флотилии немецких и итальянских подлодок.
В результате, вместо активных действий ЧФ приступил к абсолютно идиотским действиям: начал устраивать оборонительные минные заграждения у своих портов, развернул патрулирование подводными лодками и самолетами подступов к Одессе и Севастополю.
Заодно началась противодесантная подготовка побережья Крыма и Северного Кавказа. Можно подумать, что румыны бы решились на какие-то десантные операции?! Самое обидное, что на выставленных нами минах подрывались в основном наши корабли и транспорты.
Во время обороны Севастополя именно советские мины больше всего мешали нормальному снабжению осажденного города.
Советский флот ограничился разовым набегом своих легких сил на Констанцу, который закончился катастрофой. Для обстрела хорошо защищенного немецкой береговой артиллерией порта Черноморский флот отправил 1 лидер и 2 эсминца, вооруженных 130-миллимитровыми орудиями, мощный крейсер «Ворошилов» прикрывал наши корабли (неизвестно от кого), находясь дальше от румынского побережья.
В начале боя наши корабли накрыли портовые сооружения Констанцы, но потом попали под прицельный огонь немецкой тяжелой батареи и были вынуждены отступить.
В этот момент лидер подорвался и начал быстро тонуть, причем моряки с эсминцев увидели перископ подводной лодки и немедленно атаковали ее. После этого эсминцы покинули место боя, оставив моряков тонущего лидера в воде, предоставив им участь погибнуть или попасть в плен.
Как впоследствии выяснилось, в этом районе погибла советская подводная лодка Щ-206. Вполне возможно, что именно она случайно потопила свой лидер и была уничтожена нашими же эсминцами. Больше подобных рейдов советский флот не совершал. А ведь мог послать на Констанцу линкор и крейсера.
Чем же занимался собственно флот? После боев 1941-42г.г., наш флот понес тяжелые потери в основном от немецкой авиации, часть кораблей была серьезно повреждена.
Но сохранялся линкор, 4 крейсера, 1 лидер и 8 эсминцев, 2 СКР. К сожалению, линкор до осени 1944г. простоял в Поти или Батуми, крейсера использовались только для поддержки войск у кавказского побережья, в рейды выходили только лидер и эсминцы.
Но как они применялись? Осуществлялись так называемые набеговые операции: советские корабли подходили ночью или рано утром к портам Крыма, обстреливали их, без какой либо корректировки и на полной скорости уходили на свои базы.
Понятно, что от таких обстрелов страдало только местное население, каких-либо важных объектов противника уничтожить не удалось. Единственный плюс этих рейдов – противник выделял много артиллерии для обороны портов. Но 6 октября во время отхода, после очередного набега 3 наших корабля были настигнуты немецкой авиацией и потоплены.
После такого позорного поражения - тогда наша авиация уже имела превосходство в воздухе, но из-за неумелого управления не могла надежно прикрыть свои корабли, Сталин запретил применять крупные корабли без личного распоряжения.
31 октября-11 декабря 1943г.г. наш флот и части 56 армии провели Керченско-Эльтингенскую десантную операцию, последний крупный десант на Черном море. Многообещающая операция дала очень спорные результаты: удалось захватить небольшой плацдарм севернее Керчи, нанести довольно ощутимые потери немецкой и румынской армии, авиации и флоту.
С другой стороны, даже Керчь взять не удалось, 2-й плацдарм у Эльтингена был отрезан немцами и после многодневных боев уничтожен. Удивительно, но десанту на Эльтинген частично удалось прорваться, пройти по немецким тылам и выйти к Керчи.
Там он захватил господствующую высоту Митридат, был шанс овладеть всей Керчью, но командование Приморской армии проспало неожиданный успех. А героев Эльтингена-Митридата во главе с полковником Гладковым пришлось эвакуировать.
Что стало причиной такой частичной неудачи?
1)Отсутствие у Черноморского флота специальных десантных кораблей, применявшиеся для высадки тендеры, мотоботы, баркасы, шхуны, катера сильно страдали от частых штормов в Керченском проливе. Из 93 погибших плавсредств -27 погибли из-за небоевых причин.
2) Отсутствие достаточной группировки береговой артиллерии, авиации, мощных артиллерийских кораблей, способных подавить немецкую береговую артиллерию, потопившую почти половину из погибших кораблей.
3) Недоучет минной опасности, малое количество тральщиков.
4) Нехватка авиации, отсутствие правильного учета потерь. Наши летчики безбожно завышали немецкие потери от авиаударов, когда был достигнут реальный успех, разгром немецкой флотилии ударом штурмовиков с помощью ПТАБов, он остался просто незамеченным. А ведь продолжай наши самолеты массированно применять эти малые противотанковые бомбы, немецким морским силам в Керченском проливе пришел бы конец.
5) Слабость катерной группировки: наши малые охотники, броне и торпедные катера, а так же катера ПВО не могли на равных бороться с немецкими десантными баржами и сторожевыми, торпедными катерами, из-за превосходства немцев в огневой мощи.
Вот где бы пригодились мощные канонерки Эльпидифоры, базовые тральщики и большие охотники 122 проекта, но они не применялись в данной десантной операции. В результате немцам удалось достичь локального господства на море и блокировать Эльтингенский плацдарм.
В освобождении Крыма флот сыграл большую роль, но так и не смог ни прервать снабжение, ни сорвать полностью эвакуацию вражеских войск из острова. Противнику удалось эвакуировать до 40% личного состава.
Это объясняется малоэффективными действиями советских подводных лодок и торпедных катеров, которые потопили мизерное количество судов и кораблей противника.
Только морская авиация действовала довольно успешно. Ударные корабли Черноморского флота имели реальную возможность полностью сорвать эвакуацию: 1 линкор, 3 боеспособных крейсера, 6 эсминцев, 2 СКР и несколько базовых тральщиков вполне могли приступить к уничтожению конвоев и обстрелам окруженных в Севастополе немцев, а так же отходящих в город немецко-румынских колонн.
Но флот так и не вышел в море, опасаясь повторения катастрофы октября 1943г. То что, за полгода немецкая авиация в Крыму была ослаблена, а советская морская –усиленна в расчет не бралось. Потом за полгода можно усилить ПВО кораблей. В общем, был огромный шанс применить корабли по их прямому назначению, но из-за нерешительности командования флота такой шанс был упущен.