«Участники международной технической комиссии, специалисты из Голландии, Малайзии, Австралии, США,
Украины, России и других стран, около двух недель фактически безвылазно просидели в Киеве, — пояснил эксперт. — Выезды каждый раз откладывались из соображений безопасности». Экспертам, по словам собеседника «Ъ», в итоге надоело участие в ежедневных, но, по сути, лишенных предмета обсуждения совещаниях, и многие из них запросились домой. Вчера, наконец, было принято решение об отъезде комиссии с Украины. По официальной версии — в связи с завершением «первого этапа поисков». Когда и как участники разбирательства приступят ко второму этапу поисков, руководство комиссии не уточнило, отметив лишь, что установленный правилами ICAO месячный срок на обнародование первых результатов придется отодвигать
Российский специалист полагает, что его коллеги из комиссии, преимущественно гражданские эксперты, напрасно сделали основную ставку на расшифровку бортовых самописцев Boeing, которая дала не слишком много информации. Во всяком случае, если самолет действительно уничтожила боевая ракета, пилоты вряд ли успели прокомментировать эту ситуацию. Дело в том, что из-за разницы давления воздуха внутри и снаружи самолета получившая даже незначительные повреждения от взрывной волны или осколков машина разлетелась на части, а находившиеся внутри люди, даже не задетые осколками, мгновенно потеряли сознание от тяжелейшей баротравмы.
По мнению эксперта, речевой самописец теоретически может указать на ракетный обстрел — например, черный ящик Ту-154 авиакомпании «Сибирь», сбитого украинской ракетой С-200 над Черным морем в 2001 году, зафиксировал последний крик пилота «Куда попало?». Но этот случай — исключение из правила: украинская С-200 взорвалась сверху и сзади лайнера, примерно в 15 метрах от него, разгерметизация и разрушение, таким образом, начались с хвостовой части, поэтому пилот и успел крикнуть.
Малоперспективной, по мнению собеседника «Ъ», была и попытка его зарубежных коллег обнаружить поражающие элементы боевой части ракеты ЗРК
«Бук» в телах погибших пассажиров. Расследуя трагедию 2001 года, комиссия установила, что из нескольких тысяч стальных шариков диаметром 6 мм, составляющих боевую часть ракеты С-200, в Ту-154 попали около 400. При этом из трупов и обшивки самолета удалось извлечь всего восемь поражающих элементов. Основная же масса шрапнели прошила самолет и людей насквозь.
Наконец, бесполезным занятием собеседник «Ъ» считает исследование фотографий якобы посеченных шрапнелью обломков Boeing. По его мнению, похожие на боевое поражение пробоины на фрагментах могли появиться в результате их падения на землю или при разборе завалов с использованием техники. Известны случаи, когда детали конструкции случайно или намеренно попадали под обстрел уже на земле. Так было, например, в Афганистане, когда боевики изрешетили из автоматов обломки Ми-8, упавшего, как выяснилось, из-за ошибки пилота.
Опрошенный «Ъ» специалист считает, что наиболее важен для расследования был именно полевой этап: сбор сохранившихся обломков и их выкладка на земле в форме, близкой к реальным очертаниям Boeing 777. Натурный макет не только покажет, что лайнер был поражен «ударным воздействием высокоскоростных компактных элементов» — шрапнелью. На выкладке будут видны траектория разлета осколков и так называемая плотность их потока, по которым можно будет рассчитать расположение и удаленность эпицентра взрыва относительно самолета, а в конечном счете — и «тип средства поражения». Отметим, что именно выкладка помогла российским экспертам однозначно установить причину катастрофы Ту-154 над Черным морем. Кроме того, спектральный анализ краев пробоин, сохранившихся на алюминиевых обломках, показал, что повреждения были нанесены «высокоскоростными компактными объектами» — шрапнелью, летящей со скоростью 2500 метров в секунду, а не образовались в результате удара самолета о воду, происходившего при скорости около 100 метров в секунду.