СТАБИЛИЗАТОР
ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Современные спортивные автомобили имеют довольно низкую высоту подвески и низкое расположение центра тяжести. Соответственно, крен кузова у них обычно еле заметен. Однако, даже у автомобилей с низкой посадкой, крен кузова остается проблемой, поскольку водителям нравиться проходить повороты без кре#нов, на высокой скорости и с полной управляемостью авто#мобиля. В первом приближении для уменьшения крена кузова устанавливают пружины под#вески большей жесткости. Для применения дополнительных стабилизаторов реально нет оснований, поскольку автомобиль обычно довольно легкий и с креном можно справиться только правильным выбором пружин. Главным аргументом против установки стабилизаторов является частичная потеря свойств независимой подвески колес, причем потеря тем больше, чем жестче стабилиза#тор.
Если автомобиль конструктивно имеет стабилизатор поперечной устойчивости (часто из-за того, что автомобиль-донор имеет такую кон#струкцию подвески), добавлять жесткости стабилизатору не надо, подберите жесткость пружин подвески. На автомо#билях с высоким положением центра тяжести часто нет аль#тернативы стабилизатору или другим устройствам, снижаю#щих крен кузова.
При установке стабилиза#тора можно применять относи#тельно мягкие пружины под#вески. Однако, нужно оставаться в границах хорошей управляемости креном при скоростном движении на изви#листых дорогах. Стабилизатор изготавливается из пружинной стали и работает как пружина скручивания: чем больше крен автомобиля, тем сильнее со#противление стабилизатора (естественно, в пределах прочности материала). Обыч#но стабилизатор задействует-ся при кренах кузова больше 3...4 градусов и предотвраща#ет дальнейший рост крена, при этом стабилизатор работает только при движении в пово#ротах и по неровной дороге. Другими словами, при отсутст#вии стабилизатора из-за уста#новки пружин средней или ма#лой жесткости крен кузова мо#жет достигать величины 7 гра#дусов и выше.
На автомобили с низким положением центра тяжести можно установить относитель#но мягкие пружины подвески и легкий стабилизатор, однако при торможении передняя часть автомобиля будет "нырять", если не применить специальную противоклевко-вую конструкцию подвески. Запомните, пружины передней подвески всегда должны быть достаточно жесткими для пре#дотвращения излишних клев#ков кузова при торможении.
При установке стабилиза#тора нужно обеспечить его же#сткость так, чтобы она была минимально необходима для предотвращения крена кузова или, по крайней мере, крен был в допустимых пределах (чем жестче стабилизатор, тем в большей степени теряется не#зависимость подвески колес).
Нежесткие или изношен#ные опоры стабилизатора уменьшают эффективность ра#боты стабилизатора, хотя в не#которых случаях это бывает и хорошо.
"SUSPENSION & BRAKES".
Переиздано и дополнено в 2000 году. Veloce Publishing PIc, 33, Trinity Street, Dorchester DT1 1TT, England. Fax: 01305 268864 e-mail:
veloce@veloce.co.uk/website: http://
www.veloce.co.uk Собственно вот что думает про стаб старина Дес Хаммил... я это все к тому, что стаб 21мм в настройке подвески самар может и не в плюс сыграть. конструкторы автоваза категорически против установки даже калиноприорного стаба. объясняют тем, что повышая жесткость передней подвески и оставляя стокзаднюю, повышается риск внезапного раннего заноса задней оси. это теория. на практике после установки техноЛОмастеровского стаба в 21мм, скорость прохождения одного и того же поворота повысилась, но и появился снос передней оси,не значительный, но грозящий внезапно стать неконтролируемым... на момент эксперимента: кастор 2.5град, статический развал -20мин, статич. схождение 0. про развал: он не правильный, хотя в заводском допуске, другой не ставился из-за кой каких недоработок.
так вот, кто что скажет по этому поводу? кто гоняет с толстым стабом, какие у вас ощущения? какие мысли по поводу повышения крутильной жесткости задка чтоб сбалансировать передний толстый стаб? задние стабы(те, что на балку одеваются) вообще работают? я как то в них сомневаюсь... балка от приоры или калины вроде бы внутри себя имеет торсионный пруток... но подходит ли она?