Они - негодовал Достоевский, - там пишут о нашем народе: "дик и невежествен... не чета европейскому... "
Да наш народ - святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения - юноши, почти дети.
Отвратительные, противоестественные пороки - и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это - в нравах, простая привычка, - и больше ничего. И эту-то "цивилизацию" хотят теперь прививать народу!
Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними, - не уступлю.
- Но ведь не эту же именно цивилизацию хотят перенести к нам, Федор Михайлович! - не вытерпела, помню, вставила я.
- Да непременно все ту же самую! - с ожесточением подхватил он. - Потому что другой никакой и нет... Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением..."
+1
Европейцы съели людей больше, чем дикари
Чуть больше двухсот лет назад - до конца XVIII века - европейские медики вовсю использовали и человеческое мясо, и препараты, изготовленные из трупов. Со столь мрачной страницей истории западного просвященного общества знакомит свежий номер немецкого еженедельника Der Spiegel.
Вот лишь один из рецептов немецкого фармаколога Иоганна Шредера. Не ясно от чего, но в XVII веке он прописывал: "Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении".
Если верить историку медицины Ричарду Саггу из университета Дарема (Великобритания), то в XVI- XVIII веках подобные "лекарственные средства" европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору.
- Части трупа и кровь были предметами первой необходимости, которые имелись в каждой аптеке, - утверждает ученый. - Самыми прилежными каннибалами были не жители Нового Света, а европейцы.
Лечебный каннибализм - давняя традиция. Еще древние римляне употребляли кровь гладиаторов как средство от эпилепсии. В эпоху Возрождения немощных активно пользовали порошком из египетских мумий. В молотом виде они - мумии - считались чуть ли не "эликсиром жизни".
Конкретно черепа служили для остановки кровотечения. Жир - якобы помогал при ревматизме и артрите. А если человек умер не естественной смертью, то считалось, что, вкусив его плоти, можно заполучить себе не дожитое им.
В Европе три века назад на лекарства шли останки казненных преступников, трупы нищих. И даже прокаженных. Самым известным пропагандистом такого лечения был знаменитый Парацельс.
Кстати, сегодня на Тибете пьют чай с молоком, добавляя в кружку жир умершего родственника. Но не лечатся. А в знак уважения. Такой вот в Непале обычай.
Когда в 1492 году Папа Иннокентий VIII находился при смерти, его врачи выкачали кровь трех мальчиков и дали ему ее выпить, сообщает журналу Ричард Сагг. По его сведениям, мальчики умерли. Папа тоже. Это каннибализмом, не сомневается ученый.
Лечебное людоедство ушло из медицинской практики Европы лишь в конце XVIII века. Но сохранился один из последних рецептов, который оставил умерший в 1754 году британский проповедник Джон Кеоф. При головокружениях он рекомендовал толченое человеческое сердце "по щепотке с утра на голодный желудок".