Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Сегодня эта поговорка полностью отражает действительность. Потребители стремятся сэкономить, автопроизводители ломают голову над тем, как выжить в условиях кризиса. Автогиганты теряют миллиарды, закрывают заводы и увольняют тысячи сотрудников.
Авторынок России жмет на тормоза. Прогнозы по развитию пересмотрены. Ни до новогодних праздников, ни после российскому автопрому не догнать конкурентов. Слишком высоким был рост и слишком быстрым будет падение.
"Оба рынка замедлили развитие. Но на российском рынке темпы роста продаж упали больше, чем в Германии. До конца года России точно не догнать по продажам конкурентов из Германии. Мало того, если удастся избежать отрицательной динамики – это будет хорошим результатом", - отметил Стенли Рут, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers.
"А вот следующий год – 2009 – в полной мере покажет все проблемы падения продаж из-за падения потребительских доходов и, как следствие, расходов", - предсказывает Севастьян Козицын, аналитик "БКС".
Пятнадцать процентов в лучшем случае. В два раза больше – в худшем. Сокращение авторынка на следующий год – эксперты подсчитали и без калькулятора. Дилеры спешат стелить солому: цены снижены! Страховка в подарок! Зимние шины – бесплатно! Бонусы для покупателей. Урезать размах бизнеса – пока крайняя мера.
"Мы достаточно длительное время для себя запрограммировали стратегию экономии. Не значит, что мы сокращаем инвестиции. Несмотря на финансовую ситуацию оставаться на уровне развития – не стагнации", - убеждает Екатерина Сысоева, руководитель отдела по связям с общественностью "BMW Group Россия".
Дорогие машины – модно, но, извините, не по карману. Эксперты видят даже в золотой Москве смену вкусов. В лидерах продаж –марки среднего класса. Запросы могут упасть еще больше. И на этом компании уже готовы заработать.
Салон в Лос-Анджелесе. Здесь финансовый кризис – тоже законодатель автомобильной моды. Ведущие компании мира – ломают голову, перекраивая планы. Ставка на экономию. Малый объем двигателя, электромобили и водородная тяга – вот новый стандарт.
"Мы живем в период серьезных вызовов для нашей индустрии. События прошедших месяцев доказали, что никто из нас не защищен от влияния экономического кризиса", - размышляет Дэн Бонавитц, вице-президент American Honda Motor Group.
В США, где малолитражка – почти ругательство, экономить поздно. Гордость автомобильной Америки – "Форд", "Дженерал Моторс" и "Крайслер" – на грани банкротства. Убытки миллиарды долларов. Конвейеры встали. Уволены тысячи сотрудников.
"Если завод закроют, это разорит весь район. Абсолютно все компании, школы – все придет в упадок", - ужасается Тереза Голден, владелица кафе.
И автогиганты пошли с протянутой рукой. К государству. На спасение нужно 25 миллиардов долларов. "Мы оказались на грани краха не из-за нашей продукции, не из-за бизнес-плана и стратегии развития. И не из-за своих сотрудников, и их желания работать. Мы здесь из-за глобального финансового кризиса", - подчеркнул Рик Вагонер, глава General Motors.
Пока главам компаний предложено лишь одно: продать свои личные самолеты. Как первоначальный взнос на спасение. А с остальной помощью – власти явно не спешат.
"Все это – не повод растрачивать деньги, выделенные для финансового сектора. Есть ведь другие способы. В Министерстве энергетики есть деньги для автоиндустрии, надо разработать этот вариант", - предложил Генри Полсон, министр финансов США.
Хождение к государственному карману – такая картина и по другую сторону океана. В Европе дела не намного лучше. Убытки, увольнения и закрытые заводы с одной стороны. Отказы в кредитах и непроданные автомобили – с другой. И компании поняли: спасание утопающих – дело самих утопающих. Продают свои акции и идут на любые ухищрения, чтобы сохранить спрос.
"Мы предложили купить два авто по цене одного, потому, что у нас осталось много непроданных машин. Дилеры обращаются к нам с вопросом: как продать больше машин? Есть несколько вариантов. Можно просто сократить цены, но это уже старый прием. Все уже итак сделали это, и ничего не изменилось", - говорит Саймон Эмпсон, генеральный директор Broadspeed.com.
В России по два авто в одни руки не дают. Нет катастрофы в виде огромного падения спроса и убытков. Банки продолжают кредитовать. Хотя и ставки выросли. За сентябрь в среднем на 2%. Хотя и получить деньги стало сложнее. Хотя и строй кредиторов, очевидно, поредеет.
"Очевидно, что игроков стало меньше. Раза в два", - комментирует Роман Воробьев, член правления ЗАО "Райффайзенбанк".
Сценарий развития авторынка России во многом зависит, подействует ли "спасительная таблетка" от государства. Могут вырасти пошлины на ввоз иномарок старше трех лет. Могут пойти государственные дотации.
"Не поддержать отечественный автопром нельзя, потому что иначе можно потерять все, что было восстановлено за последние пять-семь лет", - отметил президент России Дмитрий Медведев.
В итоге, автомобильная Россия пока встала на развилке. Падение спроса должно сбить цены. Пошлины, наоборот, поднять. До кризиса был план привлечь иностранцев на рынок. Теперь, они уходят. Кто не успел построить завод. Китайские компании уже сказали "цзай цзянь", то есть до свидания. В новой, посткризисной экономике. Доехать до которой, могут не все, даже продав весь парк личных самолетов.
http://autorambler.ru/journal/events/24.11.2008/560944294/