Военная прокуратура закрывает уголовное дело против своего следователя Андрея Яковлева. Он сын бывшего заместителя главного военного прокурора Юрия Яковлева. 21 июля 2009 года сын на черном БМВ-523 столкнулся с "Шевроле"-универсалом ветеринара Василия Новикова. Прокурор пригрозил, что подбросит ему наркотики, оружие и с помощью друзей "сгноит на нарах". Ветеринар незаметно записал угрозы на диктофон и передал записи в прокуратуру. Но не выдержал 9 месяцев следствия и подписал мировую.
Дело возбуждали по статье 130 УК РФ "Оскорбление" ("унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме"). Наказание - от штрафа до 10 тысяч рублей до 6 месяцев исправительных работ. А самое главное - судимость. Для Андрея Яковлева, 30-летнего майора юстиции Военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России (ВСУ СКП), это был бы конец карьеры. Экспертиза подтвердила, что среди шума площади у Белорусского вокзала на месте ДТП был его голос.
"Тебе уже ничего не поможет, - говорит прокурор. - Вот в этих карманчиках хорошо держатся что грамм героина, что патроны". "Это же недостойно офицера", - отвечает 33-летний ветеринар из Подольска Василий Новиков. "Я сам так делаю, когда не могу человека посадить, когда очень долго хожу за бандитом... - продолжает Яковлев. - У всех ментов такие законы: когда кто-то своих трогает, то пакетик маленький будет. Не огорчайся... Я через день таких, как ты, в тюрьму засовываю. И ты, чмо, сядешь у меня, я генералов сажаю. Получите два года исправительной колонии общего режима. Сколько у меня друзей преданных, которые тебя же будут сажать... Когда я в Чечне гнобился, получал ранение свое, а ты..."
"Известия" писали об этом 17 сентября, 9 и 26 октября 2009 года.
- Мы находились на улице: много прохожих, свидетели, - рассказывал тогда Василий Новиков. - Когда оказался дома один, то призадумался: откуда ждать наркотиков и исполнения других угроз.
Первый раз он испугался, когда к нему вечером пришли неизвестные "из прокуратуры". Василий не открыл дверь и позвонил в прокуратуру. Там сказали, что их люди в такое время по домам не ходят. Второй раз Новиков испугался во время допроса у следователя, который решил проверить версию о том, что Новиков занимается автоподставами и спровоцировал прокурора.
Тем временем Андрей Яковлев нанял трех адвокатов. На запрос "Известий" СКП ответил, что слова Яковлева о том, что он "через день наркотики и оружие подбрасывает, не нашли своего подтверждения". На вопрос о том, понесет ли прокурор наказание за нарушение правил дорожного движения, ведомство не ответило. В конце концов следователям приказали ничего по этому делу прессе не рассказывать. Подписку о неразглашении также взяли с Василия Новикова, автомобильного правозащитника Виктора Травина и других допрошенных.
Подписку пытались взять и с допрошенного в качестве свидетеля автора этой и других известинских статей о деле Яковлева. Пришлось отказаться - иначе газета не смогла бы писать на эту тему. На предложение газеты рассказать о борьбе с преступлениями военных против гражданских генерал-майор юстиции Военно-следственного управления СКП Демиденко ответил:
"...Интервью может сформировать у читателя представление о широкой распространенности данной категории преступлений, что не соответствует действительности. Так, по итогам 11 месяцев 2009 года эти преступления составили 1,6% от общего числа преступлений, совершенных военнослужащими..."
В то же время в интервью другому СМИ один из руководителей ВСУ сообщает, что с осени 2007 года на военных прокуроров возбуждены 14 уголовных дел. По нарушению ПДД - 4, по фальсификации доказательств - 3, по мошенничеству - 3, по злоупотреблению полномочиями, краже, получению взятки и оскорблению (дело Яковлева) - по одному.
14 апреля истекает срок следствия.
- 31 марта вечером к нам домой приезжал следователь, чтобы допросить жену, - рассказывает Василий Новиков. - Дома были одни дети, 8 и 10 лет. На звонок в дверь они не открыли. Следователь понял, что дома кто-то есть, и продолжил звонить. Дети сильно испугались. На Пасху у жены был нервный срыв... Не судите меня строго, но я выбываю из борьбы. Либо не поддержу обвинение, либо приниму извинения. Они очень давят.
Сообщить подробности Новиков отказался.
Это дело разваливается так же, как прошлогодняя история на железнодорожном переезде в Долгопрудном ("Известия" от 28.09.09). Местный водитель сфотографировал, как на "встречку" выехал джип, а за ним, тоже на "встречку", гаишная "Лада". Гаишник не включил мигалки и не остановил нарушителя. Водитель передал снимки в ГАИ. Выяснилось, что в джипе сидел майор, начальник местного угрозыска. Фотографа, отца троих детей, припугнули анонимы - и в суде он отказался давать показания.