В апреле 2022 года совет Евразийской экономической комиссии принял изменения в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Этот документ буквально дал «добро» на производство в России автомобили низкого экологического класса. Поправки в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» вступили в силу 25 апреля.
Россия этим правом воспользовалась и начала выпускать упрощенные автомобили. Lada Granta – это лишь первая «ласточка». За ней последуют другие модели АВТОВАЗа. Кроме того, о решении выпускать такие автомобили заявили также на Ульяновском автозаводе.
Само собой, импортировать официальным порядком упрощенную Lada Granta никто в Европе не будет. А можно ли будет на ней въехать в Финляндию, Латвию или, например, Белоруссию?
Наши коллеги с портала Autonews.ru обратились за разъяснениями в Росстандарт и там их огорчили новостью о том, что поездка на упрощенных автомобилях возможна только по территории России и тех стран, с которыми достигнута отдельная договоренность. Отдельная договоренность сегодня достигнута только с Белоруссией.
Вывод: ездить на «ощипанной» Lada Granta «Евро-2» можно только по России и Белоруссии. А в Казахстан я могу въехать? Оказывается, нет. По крайней мере, до тех пор, пока Россия не заключит с этой страной соответствующий договор.
Не трудно догадаться, что Финляндия, Польша, Грузия и другие европейские страны остаются для владельца упрощенного автомобиля недоступными.
А кто узнает, что на моем автомобиле стоит мотор «Евро-2»? Как уточнили в Росстандарте, при регистрации упрощенных автомобилей на территории России, в электронный ПТС вносится отдельная отметка о том, что машины изготовлены в особом порядке. Доступен ли такой документ финскому пограничнику (таможеннику) на российско-финской границе? Не уверен…
Предполагается, что Россия будет заключать соответствующие соглашения со всеми странами, входящими в Евразийский экономический союз — это, кроме Республики Беларусь, также Армения, Казахстан и Киргизия.
Означает ли все вышесказанное, что россиянина на упрощенной «Ладе Гранте» не пустят в Европу? Опыт поездок за границу говорит о том, что это не является установленным фактом.
Да, в Евросоюзе существуют законы, нормы и директивы ООН и ЕС, касающиеся безопасности дорожного движения и допусков по техническому состоянию транспортных средств. Однако до недавнего времени на границе работало правило: если ваш автомобиль допущен к управлению в России (прошел техосмотр), нет оснований не пускать его в Европу. Видел я, как в Финляндию, Эстонию, Латвию спокойно пропускали «Жигули» и «ГАЗели».
Это речь идет о наших соотечественниках. Местных (граждан ЕС) вообще никто «не смотрел» на предмет соответствия их автомобиля экологическим нормам ЕС.
Не удивлюсь, если после введения в отношении России новых санкций пограничники на пропускных пунктах более строго относятся к прохождению границы нашими соотечественниками. Велика вероятность, что Lada Granta с мотором «Евро-2» сегодня досмотр на границе с Финляндией не пройдет.
Но абсолютной уверенности в том, что так оно и будет, у меня нет. Может, кто уже попробовал «перейти границу у реки» на ВАЗ-2106, на «Москвиче-412» или… «новой» Lada Granta. Сообщите о результатах!
P.S. Знакомый, решивший купить упрощенную Lada Granta, сообщил о требовании дилера подписать бумагу, обязующую владельца такой машины использовать ее только на территории России и Белоруссии. Неужели правда?