Долгоиграющий Роман, или Роман с продолжением "Забавный парень этот Роман Эрастович Пипия. Эдакий Кащей Бессмертный бывшей саратовской олигархии. Человек уникальный: с ПТУшным образованием умудрился «поиметь» экономику целого региона, отмыть гигантские суммы бюджетных денег через свои предприятия. Будучи первым «кошельком» Дмитрия Аяцкова, общался с известными авторитетами грузинского происхождения, ворами в законе Дато и Шота, искусственно обанкротил вполне перспективные компании… При этом он, в отличие от коллеги Джлавяна, до сих пор остается свободным человеком, своего рода маленьким незаметным винтиком с большими деньгами. Складывается впечатление, что его покровители рассредоточены от местной прокуратуры до Государственной Думы. Любые претензии к нему силовых структур по-прежнему упираются словно в глухую стену. Несмотря на перемены в областной власти, Роман Пипия усиленно пытается отстоять оставшиеся у него активы, используя те же методы, что и раньше. Люди хотят знать: когда бывший саратовский олигарх ответит перед судом? Когда органы внутренних дел, о чести и достоинстве которых так часто говорит Владимир Путин, наконец докажут президентские слова – делом? К сожалению, пока эти вопросы остаются без ответа…
Открытое письмо главных редакторов трех саратовских изданий генпрокурору России Юрию Чайке, написанное 12 октября 2006 года, повествует, признаки преступлений какого рода прослеживаются в действиях Романа Эрастовича. Статьи 159-я («Мошенничество»); 199-я («Уклонение от уплаты налогов»); 179-я («Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения»); 199-я, ч. 2-я («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»); 176-я, ч. 2 («Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению») Уголовного кодекса РФ.
Материалов, которые давно должны были привлечь внимание прокуратуры и других силовых ведомств, было написано более чем достаточно. Журналисты изучили буквально каждую более-менее крупную сделку, выявив при этом массу противозаконных действий со стороны Романа Пипия. Однако пока особого оживления за силовиками не замечено, и бывший олигарх на свободе. Хотя очевидно, что по закону давно должен минимум находиться под следствием. О чем свидетельствуют приведенные ниже материалы. Просим заметить, что это лишь часть информации, которой обладают исследователи «дела Пипия». Но и они довольно красноречиво описывают, как Роман Эрастович доил областной бюджет, запугивал неугодных акционеров, при этом не гнушаясь связей с прокурорскими работниками и, конечно же, бывшим саратовским губернатором.
Довольно известная история, как Роман Эрастович, а в ту пору, в 83-м году, еще простой абхазский парень Гулади Пипия, приехал в Саратов. Через некоторое время судьба тесно свела его с Дмитрием Аяцковым – будущим губернатором. Во многом благодаря ему Рома стал крутым бизнесменом с надежной «государственной» крышей. Совместная деятельность Пипия и Аяцкова началась со знаменитого своей куриной колбасой с перьями объединения «Саратовптицепром» (позже АО «Саратовское»). Там ребята скорешились, а затем – прогремели своими делами на всю область. Гулади Пипия из абхазского паренька мутировал в президента концерна «Агророс» Романа Эрастовича Пипия – загадочного гражданина с несколькими паспортами. При этом в разных паспортах он фигурировал и как Гулади Эрастович, и как Роман Эрастович. Различались и годы его рождения, места прописки...
Концерн «Агророс» представлял собой целую империю из 16 основных предприятий, которые не без помощи областного бюджета давали возможность Роману Пипия зарабатывать на хлеб с икоркой. Схемы, по которым работал Роман Эрастович, были подстать его ПТУшному образованию. Вернее, финансовые схемы (вроде ухода от налогов и отмывания денег) продумывало его более грамотное окружение. Он же, очевидно, только указывал, что он хочет и как скоро.
Взять хотя бы отношения «Агророса» с областным бюджетом развития (БР) – легальной кормушкой для предприятий некоторых чиновников и депутатов. По закону, БР – часть средств областного бюджета, за счет которой компенсировалась половина банковской ставки по кредитам, выданным на региональные инвестиционные проекты. По данным на 2002 год, из всего бюджета развития (около 80 млн. рублей) предприятия концерна получили под свои инвестиционные проекты 48,3 млн. рублей – более 60% всех годовых расходов БР. Нужно отметить, это лишь легальная часть вливаний областного бюджета в структуры Пипия. Но даже без них он обойтись не сумел. И уже в 2004 году не получившему очередной подпитки из БР Роману Эрастовичу хватило экономического таланта, только чтобы распродать и обанкротить некоторые свои предприятия. В этом свете можно вспомнить историю со старейшим хлебокомбинатом «Стружкино». Сегодня он обанкрочен и продан иногородним бизнесменам. При этом ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» в 2003 году получило из областного бюджета под инвестиционный проект больше 1,5 млн. рублей. Учитывая эту цифру и схему работы БР, можно предположить, какова была сумма кредита, если 1,5 млн. покрывали лишь часть процентной ставки. Куда ушли эти деньги – неизвестно, но явно не на процветание предприятия. К слову, Пипия хотел построить на месте комбината развлекательный центр. Эти планы также провалились. Зато люди, работавшие в «Стружкино», оказались на улице. Отчаявшись найти справедливость, они писали письма президенту Владимиру Путину, губернатору Аяцкову, прокурору Бондару… «Просим вас разобраться в произволе, который творится на предприятии ОАО «Хлебокомбинат». С момента приобретения контрольного пакета акций концерном «Агророс» производительность предприятия значительно снизилась. Причины – поставка некачественного сырья, равнодушное отношение руководства к будущей работе. Основной принцип концерна «Агророс» – выкачивание денег, банкротство и продажа предприятия. Из года в год наши люди трудились на благо Родины и родного хлебокомбината, с давних времен здесь работают много семей, опыт которых передается из поколения в поколение, много матерей-одиночек, у многих малолетние дети, и все мы скоро окажемся за воротами без средств к существованию. Услышьте наш крик души, помогите нам сохранить предприятие и наши рабочие места! Помогите!» Но людям не помог ни один из адресатов.
Основная масса предприятий, входивших в «Агророс», была связаны с зерном и его переработкой. Но и здесь экономический талант подвел Романа Эрастовича. Вместо того чтобы вывести перспективные предприятия на новый уровень развития, он постоянно пользовался зерном и другими ценностями из Росрезерва. Естественно, не как бизнесмен, а под прикрытием своего друга Дмитрия Аяцкова. При этом взятое постоянно забывали возвращать. В итоге к началу прошлого года область была должна Росрезерву 2 млрд. рублей. Куда же уходило такое количество зерна? Об этом журналистам в свое время искренне поведал советник по экономике Посольства Грузии и председатель Российско-Грузинского делового совета Нугзар Пипия: «В ноябре 2003 года, перед президентскими выборами, в Грузии резко вздорожало продовольственное зерно. Назревал хлебный кризис… И тогда мы вместе с моим родственником Романом Пипия, занимающимся в России крупным хлебным бизнесом, привезли в Грузию в качестве подарка определенное количество зерна, хлебные трудности были преодолены». Это также сыграло роль в том, что Михаил Саакашвили стал президентом Грузии. Президентом, который теперь доставляет столько проблем российскому государству. Вот такие друзья у Романа Эрастовича – все еще свободного и далеко не бедного гражданина России…
...
Источник:
Новые времена.