Что случилось с Украиной? Она потухла
Андрей Томский, журналист, Киев-Днепропетровск
В понедельник Арсений Яценюк собирает экстренное совещание по поводу энергетического коллапса в Украине. В стране заканчивается уголь. Грядут веерные отключения света, а отопления вообще могут не дать.
Накануне был отключен последний блок Приднепровской ТЭС. Чуть ранее прекратила работу Славянская и Змиевская ТЭС. На грани остановки ТЭС в Кривом Рогу. Причина — отсутствие угля.
Многие СМИ сразу же поспешили обвинить в этом Рината Ахметова, подозревая, что это — его происки для того, чтобы заставить Украину покупать уголь у самопровозглашенных республик. Возможно, отчасти это так. Ведь, как предприимчивый бизнесмен, Ахметов не упустит и лишней копейки. Однако ситуация намного хуже. Тем более, что Змиевская ТЭС не относится к предприятиям Ахметова.
Уголь закончился, но покупать его не могут не только потому, что не определились с поставщиками. Нет денег. Правительство вертится, как уж на сковороде, пытаясь скрыть свои промахи.
Чиновники сразу же поспешили заявить, что отключение Славянской и Змиевской ТЭС не скажется на потребителях. Не очень убедительно: извините, а в чем тогда был смысл работы ТЭС?
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин сообщил, что в ближайшее время энергетическим предприятиям будет дополнительно выделено еще 2 млрд грн на закупку угля. Тут надо понимать разницу между «есть деньги» и «пообещали выделить».
О том, что денег не будет, эксперты предупреждали еще при первых повышениях тарифов на коммуналку как для предприятий, так и для населения. Народ платит меньше, а суммы откатов в энергетике остаются прежними – 25%. Поэтому кабинет Яценюка сейчас пожинает посеянное весной.
Вице-премьер Геннадий Зубко отметил, что сейчас долг населения в энергетической сфере 2015 года — 2,2 млрд гривен, со стороны теплокомунэнерго — 2,6 млрд гривен.
Большинство украинских ТЭС работают на углях антрацитовой группы. Добыча антрацита — Ровеньки и Свердловск. Заменить можно углем с Кузбасса и из ЮАР. Есть еще варианты — Вьетнам и Австралия, но логистика еще хуже.
Хотя, если бы Украина действительно хотела отключиться от поставок угля из Донбасса, – за год с лишним эту проблему в нормальной стране могли бы решить. А если не только не решили, но и не решали – это очередное свидетельство того, что украинская «новая» власть работает по накатанным коррупционным схемам своих предшественников.
Злые языки в кулуарах парламента поговаривают, что знают, где деньги для энергетиков. Именно их использовали для погашения украинских долгов перед кредиторами (вместе с деньгами, предназначенными для субсидий населению).
Где теперь искать средства для возврата энергетикам на закупку топлива и для субсидий? Арсений Яценюк не случайно нервничает — ситуация действительно критическая, и как ее решить — в Киеве не могут придумать.
Похоже, Киеву вновь придется покупать уголь у Донбасса, который Украина сама решила блокировать, или же проводить закупки у «государства-агрессора» — и там, и там могут потребовать авансового платежа.
Без угля не обойтись. Атомная энергетика не может стать заменой. Более того, по правилам, доля атомной генерации не может быть более 40-50% от общей генерации в стране. Украинская энергетика последнее время балансировала на предельных показателях (до 60%).
Если сейчас остановить одну за одной ТЭС, то резко изменится структура генерации, и придется останавливать блоки АЭС, чтобы опять в процентном отношении их выработка составляла всё те же 40-50%.
Это значит, что уже в ближайшее время в Украине возникнет жесточайший дефицит электроэнергии, и тогда возобновятся веерные отключения. И это — еще задолго до отопительного сезона, который с таким раскладом в Украине может просто не начаться.