Формально подпись под «Комплексом мер» претворила народные республики из сепаратистских образований в регионалистские движения по усилению роли местного самоуправления, причем даже без федералистских требований. Сколь реально руководство ЛНР и ДНР с таковым согласно - вопрос риторический, и совершенно точно, что ополченцы и все население самопровозглашенных республик добро на соглашение в таком виде не давало и никогда с ним не согласится. И надо понимать, что на самом деле «сепаратисты» не такие уж и марионетки в руках Кремля, как представляется на Западе и в Киеве. Доверие между ними и Москвой может быть и подорвано. Тысячи человек, из идейных соображений взявших в руки оружие и получивших уже немалый военный опыт, - не те люди, с интересами которых можно не считаться. На самом деле на постсоветском пространстве по решительности действий с ними мало кто может соперничать, и в случае чего для Москвы они будут представлять не меньшую опасность, чем для Киева.
За всей ситуацией вновь встает вопрос о направленности политики России. Непонятно, какова собственно цель России, какова ее стратегия? Причем вполне понятно, чего хочет Киев и чего хочет Запад - они и сами о таком открыто заявляют. Да, можно думать, что Москва просто не раскрывает свои карты. Но я бы скорее предположил, что она и сама не знает, чего хочет. Доказательство - все постсоветские годы политики в отношении Украины и нынешний ее результат.
Единственное, чем можно возразить на обвинение в сдаче Донбасса, - вполне понятное предположение, что весь минский план, все условия минского соглашения на самом деле не будут реализовываться. И все наверняка так. Более того, их провал станет очевиден гораздо быстрее, чем с предыдущей версией минских соглашений.
Во-первых, не тот формат. Без главного игрока - США - ни о чем договориться невозможно. Да, конечно, с ними постоянно созванивались и консультировались, и все же мы имеем дело с европейской инициативой, направленной как раз против основной линии американской политики. У Вашингтона здесь другие интересы, и пока он от них не отказался, он будет сохранять основное влияние на ситуацию. С помощью США Украина активно готовится к большой и длительной войне, а американцы открыто заявили и о летальной помощи, и о присылке своих военных инструкторов. Даже если представить, что Петр Порошенко будет отстаивать такие выгодные для него условия нового минского соглашения, то долго играть на западных противоречиях ему все же не удастся. Да и не контролирует он все Вооруженные силы. Его основная задача сейчас - самому удержаться у власти.
Снова, как и в прошлый раз, с Россией договаривались как с участницей конфликта, но она не признает себя таковой. Значит, ситуация повторится: Россию будут обвинять в невыполнении условий Минска-2, а сама она будет объяснять, что и не собиралась их выполнять - не ее ответственность. В целом можно сказать, что соглашения никого по-настоящему не устраивают. Кажется, в их выполнение никто всерьез и не верит. Однако они и не филькина грамота, и последствия у нее все же будут. Что написано пером...
В 2014 году Россия одинаково отреагировала на референдум в Донбассе и выборы президента Украины - не заявляя об их признании, но обозначая лишь свое уважение к воле народа. Теперь же Москва четко определилась: в своей внешнеполитической деятельности она полностью признает легитимность нынешних властей Украины и одновременно не считает нужным как-либо ссылаться на результаты донбасских референдумов - их для нее фактически не существует. То есть Россия делает огромный шаг навстречу уничтожающему русское население Украины Киеву и открыто отворачивается от поддержки самих оснований существования народных республик. Не сослаться на них сейчас, а вспомнить когда-нибудь потом уже вряд ли будет возможно.
В защиту соглашений можно услышать тезис, что «Москва ничего не сдала, и таков главный результат». Но, во-первых, трудно, читая текст «Комплекса мер», убедить себя в том, что подписанный послом России план по полной ликвидации народных республик и их Вооруженных сил не является сдачей только на том основании, что вряд ли его кто-нибудь будет выполнять. Во-вторых, на любых переговорах принципиальную значимость имеет фиксация позиций. Так вот, Россия сдала позиции. Она не настояла ни на одном пункте своей трактовки событий и своих условий. Текст двух документов - основа для всех последующих переговоров о положении дел на Донбассе, и отмахнуться от него уже будет невозможно. Подписанный документ определяет рамки возможного на следующих переговорах. Старые минские соглашения тоже никто не выполнял, но на их текст по-прежнему ссылаются, более того, на нем основываются новые тексты.
Декларативно Россия сейчас занимает лишь одну позицию: мир любой ценой. Очень удобно, потому что самый прямой и действенный способ установить мир - сдаться на милость врагу. Мы, кстати, таковым уже занимались во второй половине 1980-х и в 1990-е годы и были горды своим благородством. Но, как мы теперь видим, положительных результатов такой политики ждать не стоит. И игра в поддавки с Украиной может тоже дорого стоить.
На самом деле за всей примирительной риторикой скрывается только одна, в сущности, довольно мелкая цель - спасти Порошенко. Не дать сейчас прийти к власти еще более радикальным силам. И в таком плане политика России имеет шансы на успех. Какова бы ни была его критика со стороны политических оппонентов, все же для общественного мнения Порошенко вернулся в Киев если не победителем, то по крайней мере и не предателем. Для своих же - он одержал сногсшибательную победу. А деньги МВФ дают ему шанс сохранить стабильность на несколько месяцев вперед.
Однако сама задача сохранения Порошенко очень спорна. Во-первых, он все равно довольно скоро падет, и все равно мы увидим во главе Украины еще более отмороженного бандеровца. Во-вторых, появление во главе Украины такого персонажа Москве скорее только выгодно. Лучший кандидат для России - Дмитрий Ярош, хотя интереснее было бы с Олегом Ляшко. Впрочем, неважно кто - в любом случае он будет недостаточно джентельменом, чтобы сохранить открытую поддержку Запада. И, в-третьих, не в российских интересах затягивание ситуации. Санкции и цены на нефть действуют, душат нашу экономику, и на ближайшее время можно сказать, что чем дальше, тем Россия будет слабее. Да и народный дух подувял, сник, что очень важный момент. Если люди ощущают фальшь центральной власти, то у них пропадает и вера в победу.
Кроме того, такой взгляд нередко исходит из расчета, что Украина никуда не денется - все равно развалится. Расчет обоснованный и весьма вероятный, но все же не гарантированный. Если Россия и дальше будет помогать сохранять стабильность центральной власти и поддерживать на плаву украинскую экономику (пусть теперь и косвенно - через создание условий для выделения кредитов МВФ), то шансы у Украины несомненно будут. И кто первый рухнет - еще вопрос.
Есть и другой способ аргументации: нам нужна единая (без Крыма) нейтральная Украина, нам не нужен хаос у границ, а Донбасс должен играть в составе Украины роль якоря, привязывающего ее к евразийскому пространству. Вот с такой логикой, все чаще звучащей в наших верхах, я бы категорически не согласился: именно подобные надежды завели российскую политику в отношении Украины в то положение, в каком она оказалась сейчас. Надо четко понимать: ни пророссийской, ни нейтральной Украины быть не может, а ее русофобия - вовсе не болезнь роста, а глубокое свойство, основа всего национального проекта, и чем дальше, тем ее будет больше.
И главное: политика должна иметь свои моральные основания. Грубый макиавеллизм на самом деле неэффективен. Неслучайно Запад любое политическое действие облекает в ценностные формы, придает ему цивилизационное обоснование. Тут не просто риторика - а сама возможность действия, его условия. Да, мы можем находить моменты, когда ценностный подход Запада обусловливает его слабость или даже проигрыш в той или иной игре. Но в целом именно он обеспечивает немалую стабильность и активность, он дает мощную мотивацию действий и направленность процессов, вводя в орбиту политики все общество в целом - от главы государства до активисток «Общества женщин Вишневой улицы». Сама по себе задача спасать Порошенко обусловлена осознанием того, что определенным образом настроенное общество не оставит его у власти в случае дефолта или согласия на федерализацию, то есть полностью обусловлена необходимостью считаться с общественным мнением Украины.
Если мы видим, как Россия, исходя из довольно спорных расчетов, обеспечивает сохранение у власти человека, открыто расстреливающего русское население, и помогает ему получить многомиллиардный кредит, который (что всем понятно) будет в значительной части пущен на те же военные действия, то рушатся даже намеки на патриотическую лояльность государственной линии. Государство расходится с патриотизмом, с ценностным измерением политики, лишаясь и своей социальной базы. Рушится то, что обеспечивает стабильность и силу гораздо прочнее, чем хитроумный политический расклад. Положим даже, что россияне все как-то примут. Но повстанцы на Донбассе - точно нет.