Владимир Путин в любом случае остается важнейшим партнером на международной арене.
Независимая Франция, Франция, которая не идет на поводу у американского «шантажа», одним словом голлистская Франция обрела нежданного защитника в лице Владимира Путина. На встрече с собравшимися в Москве послами глава российского государства раскритиковал давление на французские власти со стороны США, которые стремятся добиться расторжения договора на поставку двух боевых кораблей типа «Мистраль» (которые строят в Сен-Назере для российского флота).
Путин провел связь со штрафом в 8 миллиардов долларов для банка BNP за то, что тот проводил долларовые операции с государствами, в отношение которых действует эмбарго США. Все эти шаги, а также разжигаемая смута на Украине преследуют, по мнению Путина, одну единственную цель: вбить клин между Европой и Москвой, чтобы тем самым оставить Россию в окружении.
Как бы то ни было, к радости Владимира Путина, Париж не поддался. Несмотря на ряд незначительных протестов во Франции, возмущение польских и прибалтийских партнеров и американское давление, оба «Мистраля» будут доставлены заказчику. Один из этих вертолетоносцев носит имя «Севастополь», как и главный порт аннексированного Россией Крыма.
Экономика и дипломатия
400 российских моряков недавно прибыли в Сен-Назер, чтобы ознакомиться с управлением этими судами, которые внесут вклад в модернизацию флота. Франсуа Олланд выполняет условия соглашения, которое было подписано его предшественником на фоне российско-грузинской войны 2008 года.
С одной стороны, Франция протестует против агрессивного поведения Москвы по отношению к ее ближайшим соседям. С другой стороны, она активно участвует в усилении российской армии. Николя Саркози в свое время пренебрежительно отмахнулся от этого противоречия. Он заявил, что россияне обязались не использовать заказанные во Франции корабли в ближнем зарубежье.
Немногим позже его слова опроверг представитель руководства российского флота: при наличии «Мистралей» России для вторжения в Грузию потребовалась бы не неделя, а день.
Поведение французских властей может показаться парадоксальным и непоследовательным. Они говорят об экономических санкциях против России за аннексию Крыма и раздувание сепаратизма на востоке Украины, но параллельно поставляют военную технику той самой державе, поведение которой так критикуют.
Немалую роль в решении Франции не отказываться от поставки «Мистралей» сыграли соображения экономического и социального рода. Контракт дает стране 1,2 миллиарда евро и обеспечивает работой около тысячи человек в течение нескольких лет.
Без Путина на Украине ничего не решить
Но экономика не объясняет всего. Если Франция хочет и дальше играть дипломатическую роль в Европе, она не может позволить себе порвать отношения с Россией. Владимир Путин — пусть и не самый приятный, но важнейший партнер. Без его содействия не получится найти решение целого ряда конфликтов и даже просто междурядных проблем. Может быть, и печально, но факт.
В этом и заключается главный успех внешней политики Владимира Путина за последние годы. Вместе с ним Россия — это одновременно и противник, и партнер. Она хочет пойти дальше простой постановки помех и создания препятствий для западной дипломатии. Она стремится добиться результатов.
Без Путина на Украине ничего не решить. Он может сколько угодно говорить о непричастности к действиям пророссийских сепаратистов с востока страны и отсутствии серьезного влияния на них, однако любые переговоры о прекращении огня и поиске долгосрочного решения невозможны без участия Москвы.
Но речь идет не только об Украине. Так называемая группа 5+1 сейчас обсуждает с Ираном окончательный вариант соглашения по его ядерной программе. Этот диалог стал продолжением промежуточного договора, который был подписан в ноябре прошлого года сроком на шесть месяцев.
Без России (и Китая) на успех тут рассчитывать вряд ли приходится. Переговоры продвигаются трудно. И не факт, что все завершится успешно. Как бы то ни было, стоит отметить, что напряженность в отношениях России и Запада по поводу Украины никак не отразилась на диалоге с Ираном. Общее стремление не допустить распространения ядерного оружия ставится выше любых других соображений.
Провозглашение создания халифата «Исламским государством Ирака и Леванта» вызывает тревогу как в России, так и на Западе. Путин предложил багдадскому правительству помощь и в частности поставки самолетов. Тем самым он противопоставляет себя американцам и укрепляет позиции в перспективе возможного проведения переговоров о ситуации во всем регионе.
Новый конфликт в Ираке на самом деле тесно связан с сирийской войной. На Путине лежит немалая часть ответственности за продолжение этого кровопролития. Он уже три года поддерживает Башара Асада и тем самым препятствует политическому урегулированию конфликта, которое невозможно без ухода диктатора.
В то же самое время он сыграл роль влиятельного посредника, заставив Асада отказаться от химического арсенала, параллельно сохранив за ним президентское кресло. В Ираке, как и в Сирии, с Путиным придется считаться.
Быть может, этот вывод и весьма неприятен, но французская дипломатия не может его игнорировать. Без Владимира Путина у нас не получится найти решение для целого ряда конфликтов по всему миру, и поэтому нам нужно сохранить возможность диалога с ним. Хотя некоторые опасаются, что искомые решения не найдутся даже при его содействии...