- Когда вы поставите армии беспилотный комплекс?
- Сейчас мы собираем комплекс за счет собственных оборотных средств. В этом году проведем его испытания. Дальнейшая реализация программы будет зависеть от финансирования Министерством обороны.
- Антонов подал иск к российскому производителю Ан-140 Авиакору, требуя взыскать $5,35 млн в качестве оплаты роялти за использование товарного знака. Каковы шансы взыскать долг? По каким проектам вы еще судитесь с россиянами?
- В нынешних реалиях выиграть суд в российской юрисдикции маловероятно. Действительно, некоторые российские предприятия ищут причины для того, чтобы не выполнять договорные обязательства. Ссылаются на всевозможные запреты на государственном уровне и т.д. Тем не менее мы строго следим за соблюдением всех договоренностей. При невыполнении готовим претензии и подаем в суд.
- В середине 2015 года самарский завод Авиакор приостановил сборку Ан-140 из-за того, что 34 завода-поставщика, расположенных в Украине, прекратили поставлять компоненты. Кто больше пострадал от прекращения сотрудничества - РФ или Украина?
- Пострадали обе стороны. Но нам в этом плане проще. Мы правообладатели интеллектуальной собственности, КБ находится в Киеве и продолжает работать. Найдем новых партнеров и наладим производство.
- В Минпромторге РФ заявили о планах купить у Антонова лицензии на производство на территории России самолета Ан-140. А вы готовы продать лицензию, на каких условиях?
- Когда я увидел эту новость в СМИ, очень удивился. Я не представляю, как в нынешней ситуации россияне собираются договариваться с Антоновым. Мы не получали никаких запросов.
- Как продвигается программа импортозамещения? Сколько денег Антонов потратит на эти цели? В СМИ назывались цифры в 600 млн грн до 2019 года. Это корректная оценка?
- Конкретную цифру назвать пока не готов. Если говорить о программе, она проходит активно и успешно по всей линейке самолетов. На сегодня она выполнена практически на 80%. Завершить эту работу мы планируем в конце этого - начале следующего года. Есть подписанные договоры с европейскими компаниями-поставщиками. С оптимизмом смотрим и на размещение заказов на украинских предприятиях.
- Сообщалось, что у Антонова есть предварительные заказы на 60 самолетов. Какие из них могут превратиться в твердые заказы?
- Перечислю твердые контракты, заключенные в этом году: три Ан-148 для Минобороны, 10 самолетов Ан-178 для Азербайджана и пять самолетов для Ирака (четыре Ан-148 и один - Ан-178).
- Когда вы планируете их выполнить?
- Мы находимся в сложной ситуации. За последнее время скопилось несколько негативных факторов, влияющих на темпы развития предприятия: разрыв кооперации с Россией, отсутствие госфинансирования, спад экономики. А ведь создание самолетов - инжиниринг, сборка - стоит очень дорого. И без участия государства финансирование собственными силами обеспечить сложно. Вот это стечение обстоятельств привело к тому, что сейчас Антонов выпускает мало самолетов. Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить себя контрактами и наладить серийное производство.
- В планах на этот год вы не упомянули Ан-132, который готовите для Саудовской Аравии. На какой стадии создание производственной базы в Саудовской Аравии? Когда поднимете в воздух первый образец?
- Да, это стратегически важный проект как для нас, так и для Саудовской Аравии. Согласно договоренностям, к концу года взлетит первый самолет-демонстратор. После этого заказчик будет принимать решение об объеме заказа. Под серийное производство наших самолетов Саудовская Аравия собирается строить завод у себя в стране. Королевство - региональный лидер, и многие страны на Ближнем Востоке ориентируются на этот выбор.
- Как вы оцениваете ближневосточный рынок? Какую долю может получить Антонов?
- Сейчас Ближний Восток - самый перспективный для нас рынок. Потребность только Саудовской Аравии - 80 самолетов Ан-132. Объем регионального рынка, по предварительным оценкам, около 200 самолетов. Наши производственные возможности позволяют нам выпускать в Украине 10-12 самолетов в год.
- Насколько вы можете увеличить объемы производства в перспективе пяти лет?
- Если оценивать реально, до 30 самолетов в год.
- Какие перспективы по поставке Ан-158 на Кубу?
- Мы выполнили предыдущий контракт - поставлены шесть самолетов. Они хорошо себя зарекомендовали в условиях региона, что усилило интерес к нашим региональным самолетам на этом рынке. Тем более что кубинцев устраивает стоимость самолетов семейства Ан-148/Ан-158. Ведутся переговоры о новых поставках.
- Как вы хотите поставлять самолеты на Кубу без участия российской компании Ильюшин финанс, которая сопровождала предыдущие сделки?
- В настоящее время мы ведем переговоры с кубинским заказчиком о возможности дальнейших поставок самолетов. Мы обсуждаем также условия перспективного
контракта, но говорить об этом подробно пока рано.
- Бывший президент Антонова Дмитрий Кива заявлял, что потенциальный портфель заказов на Ан-178 превышает $4 млрд и якобы есть предварительные договоренности на поставку 100 самолетов. Сколько на самом деле заказов есть на самолет Ан-178? Когда стартует серия?
- Я не думаю, что в обозримом будущем мы произведем такое количество Ан-178. Но самолет интересный и действительно вызывает большую заинтересованность у потенциальных заказчиков. На выставке в Объединенных Арабских Эмиратах к самолету выстраивались очереди представителей вооруженных сил восточных и африканских стран. Единственная преграда - отсутствие серийного производства. Он должен зарекомендовать себя в реальной эксплуатации. Но есть заказ от Азербайджана, и это возможность в полной мере показать все достоинства самолета на практике.
- Одна из самых больших проблем Антонова - отсутствие надлежащего сервисного сопровождения проданных самолетов. Какие планы по развитию сервисной сети?
- Мы изменили подход к обеспечению сервиса. Это направление не было налажено на должном уровне. Хотя мировая практика свидетельствует, что продажа самолета - это только 30% от возможного дохода, а 70% - это его обслуживание.
Сейчас заказчик может получить всю необходимую информацию круглосуточно семь дней в неделю 365 дней в году. После обработки заявки специалисты при необходимости отправляются в ту точку мира, где находится самолет.
Что касается сети, первые сервисные центры открыты в Латинской Америке, работаем над созданием центров в Африке и в Индии. Это три точки наибольшего сосредоточения наших самолетов (без учета России, где создание сервисного центра не планируется).
- Сколько всего самолетов Ан сейчас эксплуатируется в мире?
- Более 1800 единиц, из них 800 в России.
- Вы упомянули, что планируете поставку в Ирак. Есть ли планы по сотрудничеству с Ираном, с которого снимают санкции? Как будете участвовать в строительстве Ан-140?
- Я на днях разговаривал с представителем завода HESA, где в конце 1990-х было налажено производство Ан-140. Они серьезно настроены на возобновление этой программы. Мы готовы к обсуждению дальнейшего сотрудничества.
- Планируется ли сокращение персонала на Антонове?
- Я бы не говорил о сокращениях как таковых. На предприятии есть достаточно большое количество пенсионеров, которые вложили немалый труд в развитие компании. Но глубоко преклонный возраст уже не позволяет им эффективно работать. С почестями, благодарностью мы провожаем их на заслуженный отдых, обеспечивая финансовую поддержку. Их место займут молодые специалисты.
- Не секрет, что львиную долю заработка для ГП Антонов генерирует авиакомпания Авиалинии Антонова. Какова эта доля?
- Хочу развеять миф, что Авиалинии Антонова - единственный источник финансирования. Они приносят нашему предприятию около трети дохода. Достаточно большие средства мы зарабатываем, оказывая инжиниринговые услуги, в том числе по поддержанию летной годности и продлению ресурсов самолетов, находящихся в эксплуатации. Нельзя забывать о продажах самолетов.
- Как вы закончили 2015 год? На какие финансовые результаты выйдет ГП по итогам года? Что планируете в 2016-м?
- В 2015 году рост прибыли - 23% по сравнению с 2014-м. С учетом затрат на программы по импортозамещению в этом году выйдем примерно на такие же показатели. В 2016 году планируем сохранить финансовую стабильность.
- Какой кредитный портфель у предприятия?
- Мы не пользуемся кредитными финансовыми ресурсами, используем только собственные оборотные средства. На сегодня у нас нет долгов.