Мы уже думали , их там убили. Но через несколько дней эти люди все-таки отпустили. Точнее , выбросили раздетыми посреди поля. Выбив перед тем все зубы и сломав ребра.
В голове не укладывается , как люди, живущие на одной земле , могут поступать так с ближними . Но и это не сломило этих хороших земляков . Мы до сих пор постоянно держим с ними связь .
- Сейчас звучит много разговоров , что наша армия была совершенно не готова к войне , а командиры - они не были должным образом квалифицированы. Настолько это соответствует действительности?
- Наша армия была откровенно готова к обороне. Долгое время армию разворовывали , уничтожали , но , к счастью , удалось оперативно собрать все силы и нормально воевать с оккупантом за свою землю .
С самого начала , когда в Славянске начали появляться первые террористы , на них должны реагировать местная милиция и СБУ. Армия на том этапе вмешаться не могла , потому что ее задействуют , только когда есть внешняя агрессия .
Но поскольку наша 95 -я бригада считается образцом быстрого реагирования , ее задействовали в первую очередь . И когда мы приехали , то увидели , что милиция надели на себя георгиевские ленточки , а офисы СБУ стали притонами террористов.
Минобороны дает бойцам минимум : всего все ограничивается плохонькой форме и оружием. Благодаря волонтерам в армии появляется спецтехника , значительно улучшилось питание . Будем честными , армейская кухня очень бедная . А воевать , нужны силы .
Бронежилеты - отдельная тема. К счастью , некоторые роты ними уже обеспечены полностью . У меня , например , их уже три - я теперь , как девушка , утром выбираю , который одеть . Но это не из-за замечательное поставки . Просто у нас с 70 человек в роте осталось 14 .
Следует учесть , что против нас воюют уже не мальчики - наркоманы , которые стояли за 500 гривен , а серьезные снайперы. Эти знают , куда попасть , чтобы убить. Кроме того , с начала июня на блокпостах ощутимо увеличилось чеченцев. Я их раньше никогда не видел , думал , что они темноволосые - а они рыжие и голубоглазые .
Это уже не местная наркозависимый гопота , колеблющейся от ветра.
По командиров , я видел по крайней мере двух , которые были на своем месте. Это командир 1 - го аэромобильно - десантного батальона 95- й ОАЕМБ Тарас Сенюк , который прошел операции в Ираке и Косово. Он был виртуозом , поэтому его и " пасли " от 2 мая до 3 июня, когда наконец удалось убить. Второй - генерал - майор Сергей Кульчицкий. Сразу было видно , что человек на своем месте.
Мы провожали его в этот вертолет 29 мая, пожали руки , пошутили . И здесь люди взлетают , бах ! - И они уже погибли. Мы прибыли на место трагедии , собирали доказательства.
То , что мы видели , назвать телами было тяжело . Теперь это часто снится ночью - наше прощание , взрыв и обгоревшие трупы .
Днем нормально себя чувствую , встречаюсь , работаю , а ночью в душе наступает трагедия. Очень боюсь , что нервные клетки не выдержат и я сойду с ума .
Жена все время настаивает , чтобы я обратился к психологу , чтобы хоть как-то улучшить свое состояние.
- А Ваши товарищи из 95- й бригады как пережили увиденное и пережитое во время АТО ? Как возвращать этих людей к мирной жизни ?
- Я часто навещаю наших ребят в киевском госпитале. Есть парень 30 лет , у него уже микроинсульт с нарушением речи. Есть люди без ног , рук или глаз. Еще был 43- летний мужчина , который ослеп из-за нервное перенапряжение . Начал плохо видеть на правый глаз , а затем и на левое . Его комиссовали .
Были воины , которые в прямом смысле сходили с ума - начинали кричать , бросать оружие , вылезать из окопов , выскакивать из БТРов . Сейчас их отправили домой в отпуск. Некоторых лечат , а некоторые уже безнадежные .
Поймите , не все идут на войну со стальной выдержкой. Многие повелся на слухи и домыслы : кому-то кто-то сказал , что если ты пойдешь на войну , то не нужно будет выплачивать кредит . Или были случаи , когда ребятам говорили , что так они могут закопать оружие и через некоторое время продать ее . Люди были очень разные . Это уже на фронте пришлось быть единой командой и забыть о собственных интересах ради боевых товарищей .
Запомнился мне один мальчик 22 лет. В марте мы вместе с ним пришли на собрание , подружились , нашлось немало общих тем . Как-то были на перекуре , он смотрел - смотрел на небо , а потом вздохнул : " Так хочу , чтобы все это закончилось к концу мая. Вернусь домой , успею вступить в житомирский университет . А в августе свадьба" .
Но 13 июня сделало все по -своему , парень погиб. В такой момент понимаешь , настолько хрупкое человеческую жизнь и мечты , и надежды.
Еще очень тяжело психологически , когда у вас есть " груз - 200" . И командир просит отвезти гроб в военкомат , а вещи солдата домой . Однажды я взял на себя такую ответственность и мы поехали в Полтаву. Никому в жизни не пожелаю увидеть этот взгляд - как искорка надежды на хорошую новость гаснет и превращается в боль.
Эта мама смотрела на меня так , что я почувствовал , как у меня внутри что-то умерло . Трагедия этой семьи стала и моей .
- Вы упомянули , что с 70 человек в вашей рту осталось 14 . Почему такие большие потери ?
- Наш враг освоил новую тактику: в засаде дождаться , когда ехать наша колонна . Затем убивают водителя , колонна становится поэтому уязвимой. Далее убивать наших солдат легче.
Как-то к нам на Карачун приехала колонна из штаба АТО с продуктами . То есть, никаких военных действий ребята не планировали. У нас был тепловизор , но он опасности не зафиксировал , назад наши ребята ехали совершенно расслаблены . Вдруг из засады выскочил террорист и выстрелил по первому борту из гранатомета. Водитель погиб на месте , часть экипажа ранило. Но ребята выбежали и стали искать этого террориста. Пулеметчик , который там был , начал затягивать раненых ребят обратно. Остальные группы , когда их увидела , была шокирована .
Ребята стреляли по боевике , имея обломки гранат в голове. Наш пулеметчик затянул двух в безопасное место , а потом посмотрел на свои руки . Оказалось , у него поотрывало пальцы . А он этого даже не заметил ! Сейчас мужчина в центральном госпитале. Ему ампутировали кисти.
Так часто. Колонна едет , ее обстреливают из засады - а у нас потери на ровном месте.
- Чем собираетесь заниматься теперь ?
- В мирной жизни я железнодорожник , занимают техническим обслуживанием поездов Hyundai. Поэтому , видимо , и этот опыт станет нашей армии пригодится.
Всю авто- и мототехнику в нашей 95-й надо разобрать , некоторые детали заменить. Я хочу этим заняться , поскольку ремонт поломок в боевых условиях отнимает очень много ценного времени. Поэтому надо ремонтировать. Ждать , пока Минобороны проведет какой-то тендер и за 3-4 месяца кто-то начнет что-то делать , не хочется.
Еще один важный момент - защита наших машин. Бывало , что ребята решетки советских кроватей спереди приваривали , чтобы выстрел из гранатомета рассеять . У меня есть эскизы и чертежи , как сделать это правильно и так , как в лучших иностранных войск.
Кроме того , главная задача на сегодня - уничтожить технику противника. Хочется получить нашим ребятам беспилотники , которые помогут поражать врага.
Хотелось бы получить и лучшую форму , чем ту , которую выдает Минобороны. И не дышит и уже через месяц превращается в лохмотья.
Вот этим и планирую заняться , чтобы моим товарищам - десантникам было легче в бою.
- Как Вас встретили родные ?
- Жена плакала от радости , что вернулся живой . Старшая дочь перешла во второй класс , младшая начала ходить , недавно ей исполнился год. Кстати , забыла , как я выгляжу. Не узнала сначала . Младенцы растут очень быстро , три месяца для них - целая вечность.