Den Extreme
Super Moderator,
- Регистрация
- 10.10.2004
- Сообщения
- 71 684
- Реакции
- 381
- Баллы
- 83
В нашем городе больше не будут собирать воздушные суда
В понедельник на Саратовском авиазаводе (САЗ) прошло поистине историческое совещание акционеров. Трижды орденоносному заводу по сути огласили смертный приговор. ЗАО «Саратовский авиазавод» реорганизуют в два акционерных общества - ОАО «Развитие» и ОАО «Аэродром Южный». Руководство предприятия объяснило акционерам, что выделение двух этих предприятий - мера крайне необходимая и спровоцирована финансовым кризисом.
- Реорганизация завода нужна для того, чтобы снизить издержки и накладные расходы основного производства, - рассказал «Комсомолке» председатель совета директоров ЗАО «САЗ» Олег ФОМИН. - А именно - производства авиатехимущества и комплектующих агрегатов для других типов самолетов, о чем мы ведем сейчас переговоры с предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
В связи с этим руководство САЗа решило сделать отдельным предприятием аэродром, так как он несет существенные затраты, которые, в свою очередь, повлияют на формирование цены на комплектующие. На этом предприятии будут обслуживать самолеты Як-42, а непосредственно на заводе планируется запустить производство запчастей для других самолетов. Последний Як-42 на САЗе собрали шесть лет назад. Руководство предприятия уже не скрывает того, что готовые воздушные суда здесь собирать больше не будут - модели давно уже неконкурентоспособны. Сегодня на заводе завершаются работы по контрактам, заключенным в июне - августе прошлого года.
Руководство САЗа настолько отчаялось выправить финансовую ситуацию, что пошло на крайние меры и распорядилось резать фюзеляжи Як-42 на металлолом. Такого кощунства здесь не допускалось никогда.
За последние 20 лет САЗ пережил несколько серьезных потрясений - начиная от смены руководства до ликвидации предприятия. А ведь до начала 90-х прошлого века предприятие было крупнейшим в мире. С 1938 года до перестройки 1985-го в Саратове собирали свыше двух десятков различных типов боевых и пассажирских самолетов. Среди них - легендарный Як-3, признанный одним из лучших истребителей Второй мировой войны, а также пассажирские Як-40 и Як-42Д. Кроме того, Саратовский авиазавод был единственным предприятием в Советском Союзе, где собирали самолеты вертикального взлета и посадки - Як-38, Як-39 и Як-141. Иностранные авиаконструкторы до сих пор восхищаются техническими характеристиками саратовских аппаратов. Именно на Як-141 было установлено 12 мировых рекордов, которые не побиты до сих пор. Однако в 1987 году руководство САЗа сняло Як-141 с производства, затем все собранные отсеки самолета, комплектующие, чертежи и оборудование погрузили в вагоны и отправили гнить сначала на Смоленский авиазавод, а затем на авиазавод в Тбилиси. Все, что осталось от Як-141, умирает там до сих пор.
Теперь руководству предприятия не до сборки самолетов. Дай Бог хотя бы производить запчасти. Две недели назад дирекция САЗа вместе с зампредседателя правительства Саратовской области Александром Стрелюхиным и министром промышленности Александром Никоновым обсуждали этот вопрос с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Алексеем Федоровым. Речь шла о сотрудничестве и в частности о том, что ОАК включит наш завод в программу производства нового транспортного самолета Ил-476, который будет собираться на Ульяновском авиазаводе. На саратовском предприятии планируется выпуск киля этого самолета, стабилизатора и оперения. По словам руководства предприятия, это достаточно большой объем работы, который позволит максимально загрузить завод необходимыми заказами.
Правда, сами заводчане верят в это с трудом. Сегодня на авиазаводе остались самые терпеливые. Всего полторы тысячи человек. К примеру, 20 лет назад на САЗе работали 22 тысячи. Но даже этим людям не удается заработать себе на жизнь. Последний раз здесь давали зарплату месяц назад - за февраль. Есть среди рабочих и те, кто не видел своих «кровных» с сентября прошлого года! С начала кризиса заказов на ремонт и обслуживание самолетов нет и не предвидится.
Фюзеляжи по 30 рублей за кило
ЗАО «САЗ» был признан банкротом еще год назад. Но надежда на возрождение завода все-таки оставалась. В конце 2008-го после мирового соглашения с главным кредитором завода ООО «Монолит-С» банкротство предприятия было приостановлено, а в начале нынешнего года частная татарстанская авиакомпания «Тулпар» хотела приобрести у САЗа сразу три самолета. Эта сделка могла спасти предприятие от гибели, но в последний момент заказчики не смогли получить банковский кредит и от покупки Яков отказались. Была у руководства завода попытка поправить свое финансовое положение за счет недвижимости и земельных участков. Общая площадь территории САЗа составляет 80 гектаров, реально же авиазаводу сейчас достаточно не более 40 га. Однако саратовские коммерсанты покупать заводскую землю в период кризиса не решаются.
В итоге финансовые проблемы на предприятии довели руководство до того, что те стали резать самолеты на металлолом. В редакцию «КП» об этом сообщили возмущенные акционеры. В цехе для сборки фюзеляжей, на отдельном участке, закрытом от посторонних глаз, сварщики разрезали газосваркой два корпуса от Як-42Д. Кстати, один такой самолет на мировом рынке стоит 12-18 миллионов долларов, если же сдавать его как алюминиевый лом по 30 рублей за 1 кг, выручка составит не больше 1,2 миллиона рублей! Руководство предприятия факт разборки самолетов на цветмет подтвердило, но с оговоркой, что разобранные фюзеляжи старые и для дальнейшей сборки непригодны:
- Это были не готовые самолеты, а детали, - рассказал Олег ФОМИН. - На Саратовском авиазаводе никогда не производились крылья для Як-42. Их делали в Смоленске. Последнее крыло они нам поставили в 1995 году. В итоге у нас остались части фюзеляжа, не оснащенные крылом, которые были сделаны 15 лет назад. По сути они не могут использоваться при достройке самолета. И в связи с финансовыми затруднениями, которые мы испытываем на предприятии, мы были вынуждены разрезать их на куски и сдать как металлолом.
Даже после реорганизации в светлое будущее Саратовского авиазавода верится с трудом. Судьба двух предприятий, выделенных из ЗАО, тем более сомнительна, так как после реорганизации они получат в наследство от САЗа и все его долги. В общей сложности они составляют более миллиарда рублей. Долги по зарплате - 26 миллионов. Сумма задолженности по налогам - порядка 200 миллионов рублей.
(c)
В понедельник на Саратовском авиазаводе (САЗ) прошло поистине историческое совещание акционеров. Трижды орденоносному заводу по сути огласили смертный приговор. ЗАО «Саратовский авиазавод» реорганизуют в два акционерных общества - ОАО «Развитие» и ОАО «Аэродром Южный». Руководство предприятия объяснило акционерам, что выделение двух этих предприятий - мера крайне необходимая и спровоцирована финансовым кризисом.
- Реорганизация завода нужна для того, чтобы снизить издержки и накладные расходы основного производства, - рассказал «Комсомолке» председатель совета директоров ЗАО «САЗ» Олег ФОМИН. - А именно - производства авиатехимущества и комплектующих агрегатов для других типов самолетов, о чем мы ведем сейчас переговоры с предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
В связи с этим руководство САЗа решило сделать отдельным предприятием аэродром, так как он несет существенные затраты, которые, в свою очередь, повлияют на формирование цены на комплектующие. На этом предприятии будут обслуживать самолеты Як-42, а непосредственно на заводе планируется запустить производство запчастей для других самолетов. Последний Як-42 на САЗе собрали шесть лет назад. Руководство предприятия уже не скрывает того, что готовые воздушные суда здесь собирать больше не будут - модели давно уже неконкурентоспособны. Сегодня на заводе завершаются работы по контрактам, заключенным в июне - августе прошлого года.
Руководство САЗа настолько отчаялось выправить финансовую ситуацию, что пошло на крайние меры и распорядилось резать фюзеляжи Як-42 на металлолом. Такого кощунства здесь не допускалось никогда.
За последние 20 лет САЗ пережил несколько серьезных потрясений - начиная от смены руководства до ликвидации предприятия. А ведь до начала 90-х прошлого века предприятие было крупнейшим в мире. С 1938 года до перестройки 1985-го в Саратове собирали свыше двух десятков различных типов боевых и пассажирских самолетов. Среди них - легендарный Як-3, признанный одним из лучших истребителей Второй мировой войны, а также пассажирские Як-40 и Як-42Д. Кроме того, Саратовский авиазавод был единственным предприятием в Советском Союзе, где собирали самолеты вертикального взлета и посадки - Як-38, Як-39 и Як-141. Иностранные авиаконструкторы до сих пор восхищаются техническими характеристиками саратовских аппаратов. Именно на Як-141 было установлено 12 мировых рекордов, которые не побиты до сих пор. Однако в 1987 году руководство САЗа сняло Як-141 с производства, затем все собранные отсеки самолета, комплектующие, чертежи и оборудование погрузили в вагоны и отправили гнить сначала на Смоленский авиазавод, а затем на авиазавод в Тбилиси. Все, что осталось от Як-141, умирает там до сих пор.
Теперь руководству предприятия не до сборки самолетов. Дай Бог хотя бы производить запчасти. Две недели назад дирекция САЗа вместе с зампредседателя правительства Саратовской области Александром Стрелюхиным и министром промышленности Александром Никоновым обсуждали этот вопрос с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Алексеем Федоровым. Речь шла о сотрудничестве и в частности о том, что ОАК включит наш завод в программу производства нового транспортного самолета Ил-476, который будет собираться на Ульяновском авиазаводе. На саратовском предприятии планируется выпуск киля этого самолета, стабилизатора и оперения. По словам руководства предприятия, это достаточно большой объем работы, который позволит максимально загрузить завод необходимыми заказами.
Правда, сами заводчане верят в это с трудом. Сегодня на авиазаводе остались самые терпеливые. Всего полторы тысячи человек. К примеру, 20 лет назад на САЗе работали 22 тысячи. Но даже этим людям не удается заработать себе на жизнь. Последний раз здесь давали зарплату месяц назад - за февраль. Есть среди рабочих и те, кто не видел своих «кровных» с сентября прошлого года! С начала кризиса заказов на ремонт и обслуживание самолетов нет и не предвидится.
Фюзеляжи по 30 рублей за кило
ЗАО «САЗ» был признан банкротом еще год назад. Но надежда на возрождение завода все-таки оставалась. В конце 2008-го после мирового соглашения с главным кредитором завода ООО «Монолит-С» банкротство предприятия было приостановлено, а в начале нынешнего года частная татарстанская авиакомпания «Тулпар» хотела приобрести у САЗа сразу три самолета. Эта сделка могла спасти предприятие от гибели, но в последний момент заказчики не смогли получить банковский кредит и от покупки Яков отказались. Была у руководства завода попытка поправить свое финансовое положение за счет недвижимости и земельных участков. Общая площадь территории САЗа составляет 80 гектаров, реально же авиазаводу сейчас достаточно не более 40 га. Однако саратовские коммерсанты покупать заводскую землю в период кризиса не решаются.
В итоге финансовые проблемы на предприятии довели руководство до того, что те стали резать самолеты на металлолом. В редакцию «КП» об этом сообщили возмущенные акционеры. В цехе для сборки фюзеляжей, на отдельном участке, закрытом от посторонних глаз, сварщики разрезали газосваркой два корпуса от Як-42Д. Кстати, один такой самолет на мировом рынке стоит 12-18 миллионов долларов, если же сдавать его как алюминиевый лом по 30 рублей за 1 кг, выручка составит не больше 1,2 миллиона рублей! Руководство предприятия факт разборки самолетов на цветмет подтвердило, но с оговоркой, что разобранные фюзеляжи старые и для дальнейшей сборки непригодны:
- Это были не готовые самолеты, а детали, - рассказал Олег ФОМИН. - На Саратовском авиазаводе никогда не производились крылья для Як-42. Их делали в Смоленске. Последнее крыло они нам поставили в 1995 году. В итоге у нас остались части фюзеляжа, не оснащенные крылом, которые были сделаны 15 лет назад. По сути они не могут использоваться при достройке самолета. И в связи с финансовыми затруднениями, которые мы испытываем на предприятии, мы были вынуждены разрезать их на куски и сдать как металлолом.
Даже после реорганизации в светлое будущее Саратовского авиазавода верится с трудом. Судьба двух предприятий, выделенных из ЗАО, тем более сомнительна, так как после реорганизации они получат в наследство от САЗа и все его долги. В общей сложности они составляют более миллиарда рублей. Долги по зарплате - 26 миллионов. Сумма задолженности по налогам - порядка 200 миллионов рублей.
(c)