Победы армии куются учителями Опубликовано
18.05.2011 автором
Николай Соснов Само по себе очень хорошо, что лейтенанты армии и МВД в ближайшем времени будут получать зарплату начиная от 40-50 тысяч рублей, а высший офицер – от 150 тысяч рублей.
Нет ничего более противоестественного, чем нищие военные. Или нищие милиционеры. Если страну защищают нищие, то либо они должны быть уж очень вдохновлены образом жизни, утверждающимся в государстве, либо на их защиту полагаться не стоит.
Но победы, которые одерживают «люди с оружием», одерживают не только они сами, но и те, кто «делает» их самих.
Когда прусская армия разгромила австро-венгерские войска при Садовой Бисмарк, как считается, сказал, что эту победу «одержал немецкий школьный учитель». О победе СССР в Великой Отечественной войне тоже принято было говорить, что ее одержала советская школа 20-30-х гг.
Платить нищенские зарплаты офицерам – нелепость. Но платить нищенские зарплаты их учителям – нелепость как минимум не меньшая.
Кстати, согласно майскому опросу ВЦИОМа, при ответе на вопрос о том, каким трем из перечисленных десяти категорий работников нужно было бы повысить зарплату, на первое место вышли учителя – 66 %, на второе врачи – 39 %, на третье социальные работники – 28 %. Военные оказались на пятом месте с 21 %, «полицейские» – на седьмом с 11 %.
Сегодня нельзя создать основу будущих побед без вузов. Наверное, на фоне иных «бюджетных категорий» преподаватели вузов кажутся преуспевающими. Однако на фоне того, что было бы относительно нормально, они нищие. В среднем неплохом вузе профессор получает порядка 20 тысяч рублей, доцент – в пределах 15 тысяч, преподаватель без степени – около 10 тысяч.
Тут есть два момента. Во-первых, если мы признаем, что победы армии невозможны без школы, в том числе высшей, нельзя признать нормальным то, что преподаватели вузов обречены получать в несколько раз меньше офицеров.
Во-вторых, несложно провести сравнение званий и степеней высшей школы и армии. И представить, сколько должен получать преподаватель вуза при нынешних зарплатах офицеров.
Окончив училище, офицер получает звание лейтенанта и становился младшим офицером. Дослужившись до майора он становится старшим офицером, а выше полковника – генералом. Получается три категории: младшие офицеры, старшие и генералы. Младший офицер – это как правило тот, кто окончил училище и получил высшее образование, генерал – тот, кто окончил академию.
Вузовское ранги практически аналогичны. Специалист, окончивший вуз – это офицер. Начав преподавать, он занимает соответствующую должность младшего офицера. Заняв должность старшего преподавателя без защиты диссертации, может быть приравнен к капитану – старшей из должностей младших офицеров. Защитив диссертацию, он оказывается в ранге старшего офицера. Здесь тоже можно выделить несколько уровней. Пройдя их и защитив докторскую, он становится «высшим офицером» – генералом.
Иными словами, преподаватель с высшим образованием и без степени – это младший офицер, кандидат наук – старший офицер, доктор наук – генерал.
Но получается, что работая в вузе он получает 10 тысяч рублей там, где в армии получал бы от 40-50 тысяч, 15 тысяч там, где в армии – порядка 100 тысяч, 20 тысяч там, где в армии получал бы порядка 150 тысяч.
То есть получается, что чем выше твоя самореализация, заслуги и чины в науке, тем больше ты проигрываешь тому, кто равен тебе по опыту, заслугам и чинам в армии.
Безусловно, верно сказано, что тот, кто не хочет кормить свою армию, вынужден будет кормить чужую. Но верно и то, что тот, кто не хочет кормить своих профессоров, будет в лучшем случае кормить чужих, а в худшем – опять же чужую армию, лишившись возможности давать своим детям высшее образование в своей стране. А уехать учиться в другие страны в любом случае могут далеко не все.
Безусловно, есть вопрос повышения престижа воинской службы и привлечения людей на офицерские должности. Но кто возьмется утверждать, что нет такого же вопроса применительно к вузам?
Ведь люди не хотят идти преподавать в них. Если речь идет о плохо учившемся студенте, то ему там нечего делать. Если об учившемся отлично, то он сможет зарабатывать там несопоставимо меньше по сравнению с работой в более прикладной сфере. Сегодня для того, чтобы позволить себе преподавать в вузе, нужно очень хорошо зарабатывать вне его.
В современной России не только исчезает бесплатное высшее образование, становясь платным. Теперь получается, что преподавать в высшей школе можно только в качестве особой роскоши, то есть по факту доцент или профессор должны платить за право преподавать. Потому что преподавание становится расходной статьей. Время, затраченное специалистом на качественное преподавание специалиста – это не возможность заработать деньги, а необходимость отказаться от денег, которые он может получить за то же время и в значительно большем объеме в иной сфере.
И в российских вузах будет все меньше преподавателей, пока российская власть не поймет: преподаватель вуза – тот же офицер. И платить ему нужно, как офицеру: простому преподавателю – от 40 тыс. рублей, кандидату наук – порядка 100 тыс., доктору – от 150 тыс. рублей и выше.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
профессор Факультета истории, политологии, права РГГУ, доктор политических наук, действительный член Академии политической науки
http://www.novopol.ru/-pobedyi-armii-kuyutsya-uchitelyami-text101370.html