В армии России обожают совещания, в том числе и по подведению итогов за любой период – это даже освещается в армейских анекдотах. Попробуем и мы подвести некоторые итоги деятельности вооружённых сил на основании открытой информации.
Рассказывают, что один начальник штаба дивизии как-то «завис» над муравейником. Стоит и, не отрываясь, смотрит на муравьёв. Час, другой, третий, четвёртый. Подчинённые уже запаниковали – вдруг тронулся на службе? Но тут он отрывается от созерцания и изрекает: «Всё они очень чётко делают! По-армейски и даже лучше! Без суеты, без спешки, каждый знает свой маневр. Только одного не могу понять. У них за 4 часа – ни одного построения, ни одной постановки задачи и ни одного совещания с подведением итогов! Как они без этого умудряются?!»
Это, конечно, один их тех самых армейских анекдотов. Газета «Аргументы недели» подводит военные итоги не так часто, а всего лишь раз в году. Тем более, несмотря на все экономические трудности, дела в армии в последнее время выглядят неплохо.
Формирование армий, дивизий, бригад
За последние
три года были сформированы
8 новых оперативных объединений (армий), более 25 дивизий – общевойсковых, авиационных, ПВО, надводных кораблей и подводных сил, а также почти 20 новых бригад. Причём 8 бригад сформировано только за уходящий год. В составе недавно появившихся единых Воздушно-космических сил (ВКС) сформировано пять армий ВВС и ПВО, две армии особого назначения – ПВО-ПРО и контроля космического пространства.
А в Сухопутных войсках (СВ) возрождена легендарная
1-я гвардейская Краснознамённая танковая армия. Это новый ударный кулак на Западном направлении, который, будучи ещё не до конца сформированным, уже
имеет танков больше, чем армии ФРГ, Франции и Великобритании, вместе взятые. Именно она будет первой перевооружена на танки Т-14 «Армата» и тяжёлые БМП Т-15, БМП «Курганец-25», САУ «Коалиция» и прочую новейшую технику, которая в уходящем году дебютировала на публике.
При этом процесс создания новых армий останавливаться не собирается – ожидается формирование общевойсковой армии на Арктическом направлении и, вероятно, ещё одной танковой – на Западном. Так же планируется воссоздание 10‑й танковой дивизии на Западном направлении, танковой дивизии в Восточной Сибири и, возможно, в Калининграде.
Сформировано более 7 авиационных дивизий. В их составе появляются авиационные или вертолётные полки и бригады армейской авиации. 12 таких полков сформированы с нуля, в частности в Крыму.
Тенденция к утяжелению и усилению
Стоит заметить, что сейчас наметилась тенденция к явному «утяжелению» наших вооружённых сил. Причём и в мобильном эшелоне наземной компоненты – это ВДВ, морская пехота, горнострелковые, арктические и прочие бригады лёгкого типа. В ВДВ активно формируются новые полки, планируется переформирование одной из бригад в дивизию. Даже возможно появление у десантников танков. Конечно, не в частях, предназначенных для высадки парашютным способом. В морской пехоте тоже поставлен вопрос о возвращении «несправедливо отторгнутых» танков.
В сухопутных войсках концепция тяжёлых, средних и лёгких соединений, по сути, заменена на очень тяжёлые, просто тяжёлые и немного тех, что полегче. Во всяком случае никаких мотострелковых бригад на лёгкой колёсной технике уже не будет.
Вместе с тем в армиях и округах формируются понтонно-мостовые и инженерные бригады, возрождаются штурмовые инженерные подразделения, предназначенные для штурмовых операций в сильно укреплённых районах или застройке и даже части «штурма и разграждения».
Последние вооружаются тяжёлой инженерной техникой, способной действовать на сильно заражённых территориях, вроде машин разграждения ИМР-2 или ИМР-3 на танковой базе. Они нужны для пробивания завалов в крупных городах после ракетно-ядерных ударов. Когда-то подобные части были размещены возле каждой крупной городской агломерации – очевидно, они потребовались вновь. Всё это говорит об одном – армия России должна быть готова к реальной войне лучше вероятного противника. Затачивание «ядерного меча»
Разумеется, это невозможно без поставок новых вооружений. За год оснащённость армии новой и модернизированной техникой выросла на 7% и в среднем достигла 47%.Этого удалось добиться за счёт поставки более 5500 образцов военной техники и вооружения. При этом в РВСН оснащённость современным вооружением достигла 51%.
На боевое дежурство поставлено 6 ракетных полков – 54 подвижных грунтовых ракетных комплекса МБР «Ярс». В боевой состав сил постоянной готовности вошли атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) типа «Борей» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Каждая такая лодка имеет по 16 пусковых установок «Булавы». Авиация получила 2 модернизированных бомбардировщика Ту-160М (по 12 новейших крылатых ракет), 3 Ту-95МСМ (по 8 ракет), а также 5 Ту-22М3М, не учитывающихся как стратегические. Продолжаются работы по созданию новых комплексов – «Ярс-М», «Рубеж-Авангард», «Сармат», и по высокоточному гиперзвуковому ракетному стратегическому и нестратегическому оружию. Так называемый русский быстрый глобальный удар становится ближе.
К тому же год ознаменовался первым массированным боевым использованием крылатых ракет большой дальности воздушного и морского базирования по целям в Сирии. Всего было использовано почти 150 КР типов Х-101, Х-555 и 3М14 «Калибр», в том числе с подводных и надводных носителей. А для «главных партнёров» внезапно приподняли завесу секретности с разрабатываемого оружия Армагеддона – стратегических термоядерных глубоководных аппаратов-торпед «Статус-6».В теории они способны превратить побережье противника в светящуюся по ночам пустыню.
Хроники перевооружения
В ВКС в этом году
получено 243 самолёта и вертолёта (поставки ещё не окончены),
208 РЛС, 90 ЗРС и ЗРК – в том числе до 5 полков систем большой дальности. Готовятся зенитчики и к технике следующего поколения. Всего в ВКС уже более 52% современного вооружения.
Начато важнейшее и давно откладывавшееся дело – развёртывание новейшей Единой Космической Системы (ЕКС). Это новый эшелон раннего предупреждения на основе спутников «Тундра». Продолжено пополнение орбитальной группировки современными аппаратами различного назначения, хотя и не всегда успешно. Однако недавно из-за глупейшей неисправности утрачен новейший спутник слежения за подводными лодками «Канопус-СТ».
В сухопутных войсках основное перевооружение на новейшие платформы начнётся чуть позже. Хотя несколько десятков машин
Т-14 и Т-15 «Армата» уже отгружаются в войска для опытной войсковой эксплуатации и испытаний. Такая же ситуация с «Курганцами» и «Коалицией» (последнюю и вовсе планируют принять на вооружение в будущем году). А пока в войска ушло 2 бригадных комплекта ракетных комплексов «Искандер-М», 1172 танка, БМП и БТР, 148 РСЗО и САУ, 2292 автомобиля и другая техника.
Флот получил 2 многоцелевые подлодки и 8 боевых кораблей. Что очень важно – наконец-то пошёл процесс возвращения из ремонта подводных кораблей. В этом году будут отремонтированы 5 атомных и неатомных субмарин. А то сложилась жуткая ситуация, когда подводных лодок много, но большая их часть находится в ремонте или ждёт своей очереди.
За минувшие четыре года резко изменилась ситуация с беспилотниками – число комплексов БЛА возросло в 10 раз и достигло 1720 единиц. Из «дефицита» они превратились в привычную вещь. Выросла оснащённость современными средствами связи и автоматизированного боевого управления, средствами разведки, РЭБ.
В целом, несмотря на урезание бюджета страны из-за падения цен на нефть, оснащение и подготовка ВС РФ остаются «священной коровой». Времена сейчас такие, что на армии лучше не экономить. Только для сил общего назначения ежегодно планируется закупать более 70–100 новых самолётов, более 120–130 вертолётов, до 30 подлодок, кораблей и судов, более 600–700 единиц бронетанковой техники и прочее вооружение. Хотя формирование обновлённой госпрограммы перевооружения на период до 2025 г. перенесено на год.
http://argumenti.ru/army/n518/427515