Головная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» спущена на воду в 2004 году. Но — с обычным дизель-электрическим двигателем. Предполагалось, что это временно. Дескать, когда анаэробная силовая установка у «Рубина» все же дозреет, «Санкт-Петербург» вернут на завод и все же дотянут до полноценного четвертого поколения. Поскольку этого не произошло и по сей день, субмарина находится в так называемой «опытной» эксплуатации на Северном флоте. Вряд ли ей хоть когда-то суждено стать полноценным боевым кораблем. Скорее всего, на «Санкт-Петербурге продолжат испытывать разного рода технические новинки для подводников.
Вторая наша «Лада» и первая серийная называется «Кронштадт». Она заложена на «Адмиралтейских верфях» двенадцать лет назад, летом 2005-го. Еще через год заложили третий корпус проекта 677, названного поначалу «Севастополем» (позже прямо на стапеле переименована в «Великие Луки»). Поскольку к тому времени всем уже было понятно, что дело с ВНЭУ у нас не ладится, через четыре года строительство и этих подлодок заморозили. Сделано это было по решению тогдашнего главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого. В крайнем раздражении от происходящего, тот камня на камне не оставил на проекте «Лада», заявив: «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же». Главкому вторил бывший начальник Комиссии государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирал Дмитрий Островский: «Объективно были ошибки на этапе проектирования».
К вопросу об ошибках «на этапе проектирования» мы еще вернемся. А пока отметим, что на флоте до сих пор ходят слухи, будто неуступчивость адмирала Высоцкого по вопросу строительства в России подлодок четвертого поколения стоила ему должности. Кресло главнокомандующего слишком принципиальному адмиралу пришлось освободить в 2012 году, в 58 лет. Что для военачальника такого ранга не возраст. Значит, на самом верху имел место большой скандал.
Новым верховным «вождем» ВМФ РФ назначили Виктора Чиркова. И одной из первых своих директив новый главком ВМФ велел возобновить работу над «Ладами». Правда, к тому времени «рубиновцы» пообещали немного доработать проект. Поставить на серийные корабли другой навигационный комплекс, новые системы управления электродвижением. Увы, у ЦКБ так и не было главного — анаэробной ВНЭУ. Но в 2013 году работа на «Адмиралтейских верфях» над «Кронштадтом» и «Великими Луками» снова закипела.
Поскольку ситуация с каждым годом выглядела все более неприличной, от «Рубина» чередой посыпались обещания типа: «Потерпите еще немного. Вот-вот все будет готово». Выяснилось, что в ЦКБ уже существует стендовый образец ВНЭУ и его испытания назначены на лето 2013 года. Потом — что еще осенью 2012 года установка, названная «Кристалл-27», уже опробована в Белом море — на опытной подводной лодке «Саров». И хотя при этом неназванный источник в главкомате ВМФ заявил, что «выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов», однако это, якобы, поправимо.
В марте 2015 года гендиректор «Рубина» Игорь Вильнит заявил, что все вообще отлично. «Мы успешно полностью завершили испытания корабельной установки на береговом стенде. Сейчас выполняются работы для проведения морских испытаний этого стенда. Лодка для этого не нужна, это было бы слишком дорого. Есть специальный плавучий стенд, который мы задействуем в самое ближайшее время», — сказал Вильнит.
И тут же успокоил общественность, сказав, что на уже строящиеся «Кронштадт» и «Великие Луки», также и на многострадальный «Санкт-Петербург», поставить долгожданную ВНЭУ «Кристалл-27» будет — раз плюнуть. «Поскольку это установка модульного типа, то она может быть смонтирована на любом этапе строительства подлодки. Необязательно ее устанавливать на новом корабле, это может быть корабль, который уже находится в процессе строительства», — гендиректор.
Только скоро выяснилось, что казенному бодрячеству руководства «Рубина» — грош цена. Терпение заказчика в лице ВМФ России лопнуло. В марте 2016 года было объявлено: «Кронштадт» и «Великие Луки» мы все же достроим через пару лет в виде старых, привычных «дизелюх». Практически — улучшенных «Варшавянок». Больше четырех суток непрерывно находиться под водой они не смогут.
На этом Россия прекращает тянуть резину с мечтами о четвертом поколении отечественных неатомных субмарин. Разом перескочим к строительству еще более современной подлодки пятого поколения типа «Калина». Проект уже разработан «Рубином» и согласован с Министерством обороны РФ. Естественно — с ВНЭУ, которой на сегодняшний день в стране так и нет. Но когда же и откуда она возьмется?
Складывается впечатление, что в возможностях ЦКБ «Рубин» в этой сфере военные разуверились. Вот и пришлось звать на помощь «Малахит». Почему сложилась такая ситуация?
По мнению авторитетных экспертов, основная ошибка «рубиновцев» в том, что они слишком долго шли по пути слепого копирования опыта Германии. Да, действительно на определенном этапе кораблестроители именно этой страны вырвались в мировые лидеры в деле создания ВНЭУ для подводных лодок. В 2005 году ВМС Германии получили первую субмарину проекта 212 с силовой установкой замкнутого цикла, работающей на водороде. Такая лодка может не всплывать на поверхность до 20 суток.
Потом у немцев появилось ее дальнейшее технологическое продолжение — подводная лодка проекта 214. Но скоро выяснилось, что движение на водороде — это слишком дорого и сложно. Ресурс германских установок небольшой. Их мощность невелика — всего 120 кВт. То есть меньше, чем на энергетической установке «Кристалл-20», которую «Малахит» тридцать лет назад создал для своей «Пираньи».
Германские субмарины перестали покупать другие страны. А мы продолжали топать по этому пути. Как несколько лет назад рассказал мне известный специалист в этой области заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук Николай Кириллов, в неофициальных беседах коллеги из ЦКБ «Рубин» ему признавались: «Мы за тридцать лет работы над водородными топливными элементами сожрали столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, нас просто порвут на части».
Судя по всему, признать очевидное все же пришлось. Уже объявлено, что будущая «Калина» не будет возить на себе большой запас готового водорода, как на германских лодках проекта 212 и 214. Без этого газа на новом российском корабле все же не обойтись, но получать водород на борту собираются из дизельного топлива методом риформинга. Не вдаваясь в технологические дебри, поясним, что для выработки электричества понадобятся еще и водородно-кислородные топливные элементы. Мощность двигательной установки проекта «Калина», как обещают, составит вполне приличные 400 кВт.
Это выглядит многообещающе, но одна беда. Серийное производство субмарин пятого поколения типа «Калина» Россия начнет не ранее 2025 года. А нас на этом пути уже обогнали не только Германия, но и Швеция, Япония, Франция, Италия, Испания, Голландия. Бразилия собирается строить такие корабли на верфи в городе Итагуаи. В феврале о планах создания собственной неатомной подводной лодки S-26 с ВНЭУ на основе двигателя Стирлинга объявил Китай.
Судя по тому, какими темпами Пекин развивает свой флот, этой новинкой он обзаведется куда раньше, чем выйдет в море российская «Калина».
http://svpressa.ru/war21/article/169878/