Упс...
МАЗ потерял российский рынок В прошлом году продажи минских грузовиков упали весьма ощутимо. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на "кладбище экспортных МАЗов", которое "Салідарнасць" разыскала в районе 28 километра МКАД. Там покоятся автомобили, не нашедшие покупателей.
Эту унылую картину дополняют статистические данные, опубликованные в свежем номере еженедельника "Белорусы и рынок". Сбыт МАЗов в 2009 году сократился примерно в 2,5 раза - с 22000 до 8900-9000 единиц.
При этом совершенно катастрофически выглядит ситуация на основном для Минского автозавода российском рынке. Там продажи МАЗов снизились почти в 8,5 раз - c 12.070 до 1.400-1.500 единиц.
"По итогам 2009 г. удельный вес МАЗа в общем объеме продаваемой в России грузовой автотехники составляет около 1,62%, то есть находится на уровне статистической погрешности", - пишет Александр Алесин в статье "Чтобы не сойти с трассы". С российского рынка минских автозаводцев вытесняет, прежде всего, КАМАЗ. Да и другие конкуренты не дремлют. В чем причина
Виной тому не только кризис, но и маркетинговые просчеты. Вот пример, который приводит еженедельник "Белорусы и рынок". В Дальневосточном регионе РФ минские самосвалы грузоподъемностью 20 т в прошлом году на пике кризиса предлагались по 2,62 млн RUB. Дороже были только японские Isuzu - 2,84 млн RUB. Аналоги корейского производства стоили 2,4 млн RUB, китайского - 2 млн RUB, российского (КамАЗы) - 1,96 млн RUB. Понятно, что и результаты оказались соответствующими: японцы продали 300 машин, корейцы - 300, китайцы - 500, КамАЗ - 2000, МАЗ – "аж" 21 машину.
На протяжении 2009 года КамАЗ дважды проводил акции по уценке своей продукции, что позволило ему реализовать около 6 тысяч единиц автотехники. Минский автозавод по разным причинам так и не смог предпринять равноценного ответного хода, даже при том, что на его складах и в каналах реализации затерялось около 7 тысяч машин. Для значительного числа из них истек срок гарантии на силовые агрегаты.
Пессимисты и оптимисты
Ситуация для МАЗа выглядит критической. Как стало известно "Салідарнасці", новый гендиректор предприятия Александр Боровский пытается исправить положение, возвращая старых управленцев - тех, которые не сработались с его предшественником Николаем Костиным. Кроме того, осуществляются кадровые рокировки на уровне начальников цехов.
В то же время на политднях, регулярно проводимых на МАЗе, рабочим доводится бодрая информация, что дела идут на поправку. Так, утверждается, что в 2010 году на с конвейера предприятия будет ежедневно сходить около 50 грузовиков. Это примерно вдвое меньше, чем в 2008 году, но все же речь идет о регулярной загрузке.
Еще одним поводом для оптимизма является информация о скором заключении контракта на поставку МАЗов в Азербайджан. В течение текущего года столичный автозавод рассчитывает продать туда 800-900 грузовиков.
Популярности Боровскому добавляет и борьба со злоупотреблениями. Например, рассказывается, что одна из бухгалтеров получала зарплату в размере 13-14 миллионов рублей. Узнав об этом, Боровский распорядился уволить столь дорогого специалиста. А ее преемник теперь получает 3-4 миллиона.
Впрочем, уверенности в том, что при помощи подобных мер удастся вернуть МАЗу утраченные позиции, нет. Реанимировать и вернуть предприятие к нормальной жизнедеятельности в рамках системы, которая его довела до столь печального состояния, более чем проблематично…
http://news.open.by/economics/18221