Ипатов-экспресс 27 февраля, 11:03 Автор: Дмитрий Антипин
Версия для печати …или Как губернатор проводит свои бессонные ночи Сегодняшней ночью, когда практически все добропорядочные саратовцы готовились пасть в сладкие объятия Морфея, чиновники регионального правительства и городской администрации во главе с губернатором Павлом Ипатовым вышли на трамвайную тропу. Точнее пути. В окружении солидного количества журналистов они охотились на коммунальщиков и дорожников. Точнее, попытались оценить масштабы ликвидации последствий разбушевавшейся снежной стихии. Результативно. Трамвай, на котором губернатор должен был отправиться в ночной рейд, подали в Мирный переулок на 10 минут раньше намеченного срока – 22 часов. Удивленные такому подарку судьбы некоторые оказавшиеся рядом горожане попытались попасть на спецрейс. Однако их быстро разочаровывал кондуктор: мол, трамвай пригнали для акции, поэтому по маршруту он не пойдет.
Таран – метод для главы региона Ипатов появился в переулке минута в минуту. Без особого, как мне показалось, интереса послушал доклад директора
МУП «Саратовгорэлектротранс» Роберта Винькова и поспешил в салон трамвая-ветерана.
«
Извините за неудобства, - был искренен руководитель муниципального предприятия. –
Трамваю двадцать лет. Новые вагоны на девятый маршрут мы не ставим». Впрочем, глава региона к внешнему виду транспорта, который заменил ему на время комфортабельный джип, отнесся спокойно. Поинтересовался тонкостями подогрева салона и со спокойной душой присел в деревянное кресло трамвая. Примеру шефа последовал зампред
Александр Стрелюхин, а также сам Виньков и градоначальник Саратова
Вячеслав Сомов. Правда, последний с печалью на лице сел поодаль.
Вагон тронулся. Высокопоставленные пассажиры о чем-то долго и упорно рассуждали, но услышать их не представлялось возможным. Иной раз казалось, что они не слышали даже друг друга – такой грохот стоял в салоне. На одном из поворотов у ветерана-трамвая самопроизвольно открылись двери, что явно не прибавило звукоизоляции.
О приближении к первой остановке нашего рейса - моста над железнодорожными путями в районе табачной фабрики - дал знать характерный звук. Шарканье металла о сугробы на обочине. Наш транспорт тщетно пытался взять высоту. Виньков стал, стыдясь, убеждать гостя, что накануне здесь уже проезжали трамваи, а сейчас подморозило и это сделать стало труднее. После трех попыток тарана первое лицо губернии скомандовал своему окружению спешиться. На лице Стрелюхина повисла недовольная мина. По всему было видно, что от таких жестких кресел нежные части тела чиновника давно отвыкли.
С приказом глава региона, наверное, погорячился. Идти пришлось метров 50 по сугробам. Тем удивительнее для меня стала настойчивость и упорство карабкающегося первопроходца Ипатова, когда я заметил на нем достаточно легкие для нынешней погоды полуботинки. Павел Леонидович, к еще большему удивлению, ускорил шаг. Кстати, пустому трамваю все-таки удалось взять высоту, но проехать последние метры на транспорте губернатор отказался.
Удобный и экологический чистый Как и обещал руководитель МУПа, наверху трудились рабочие, расчищавшие вручную пути и явно не ожидавшие таких гостей. «
Обалдеть», - сорвалось с уст одного из них, когда он увидел делегацию во главе с Ипатовым. Павел Леонидович не стал затягивать общение с населением и, пожелав успехов (а для чего еще нужен такой подъем по сугробам, как не для этого?), предложил сесть по машинам, сопровождавшим, на всякий пожарный, спецрейс, и создававшим пробки на автомагистрали. На них мы добрались до участка десятого маршрута в районе бывшего кинотеатра «Родина», где вместо трамвайных путей смогли лицезреть лишь сплошной каток. Виньков пообещал, что скоро здесь начнутся работы по расчистке и уже сегодня маршрут введут в эксплуатацию.
Делегация снова расселась по машинам. Кортеж двинулся в сторону Ново-Астраханского шоссе, там нас поджидала еще одна «девятка». Такой же ветеран. Но воспользоваться полноценно спецтранспортом опять не удалось. Отъехав от автомагистрали, трамвай забуксовал. В салоне даже как-то погас свет. Губернатор воспользовался паузой, чтобы пообщаться с работниками масс-медиа.
Виньков рассказал, что из 142 км трамвайных путей в Саратове очищена лишь половина. Отметил, что за последние 30 лет своей работы на предприятии такого коллапса еще не наблюдал. Пообещал пустить к сегодняшнему утру девятый маршрут, а к вечеру – десятый. Неочищенные пока на четверть пути одиннадцатого должны принять электротранспорт к завтрашнему утру. Еще два дня уйдет на введение в строй восьмого маршрута. Ну и в последнюю очередь приступят к расчистке шестой и четвертой линии.
Заслушав оперативную информацию, журналисты не могли не поинтересоваться у Ипатова, давно ли тот пользовался трамваями. Губернатор, как мне показалось, ждал этого вопроса: «
Год назад, когда приобретали новую технику. Но на таком старичке в течение последних трех лет. Мне нужно было проехать в одно место, вот решил воспользоваться трамваем».
А как реагировали люди, спросили коллеги по перу. «
Узнавали, здоровались», - ответил Павел Леонидович. «
И как ощущения?» - не выдержал я, приподнимаясь из твердого кресла вагона и, кажется, разделяя ощущения Стрелюхина. «
Удобное, экологически чистое транспортное средство, в некоторые места можно доехать только на нем. Продолжим закупки и будем только развивать электротранспорт», - рассуждал глава региона.
Экстремальная экспедиция Когда стало понятно, что нашему трамваю не удастся пробиться, Павел Леонидович снова предложил прогуляться и ловко прыгнул в сугроб. Идея была рискованной. Углубляясь в здешние места без охраны, возрастала опасность встретиться со своенравными обитателями Заводского района. Нет, мы, журналисты, к этому отнеслись бы спокойно, но вот за психику Ипатова после такого контакта с цивилизацией не ручались.
Встреча не заставила себя долго ждать. На одном из перекрестков нас поджидал специфический контингент молодых людей, попивающих на остановке из стеклянных бутылок пенный напиток. Кажется, они догадались, свидетелями чего и кого стали, поэтому продолжили мирно потягивать пиво, не утруждая себя стрелянием у визитеров сигаретки.
А вот другой их земляк, находившийся под шофе и, видимо, решивший показать нам свой статус на районе, громко кричал в сторону гостей на местном диалекте про неэффективность работы чиновников и высокие зарплаты у них. До меня донеслось выражение про штопанные противозачаточные средства, но Павел Леонидович, кажется, фразу не услышал. Он был занят раздачей комментариев.
«
А теперь предлагаю проехать со мной по улицам города и посмотреть, как проводится очистка автомагистралей, - предложил первое лицо губернии, почему-то повернувшись больше к женской части журналистского пула, от чего стало как-то обидно. –
Есть скептики среди вас? Называйте адреса». Толпа молчала.
«
Неужели никто не хочет проллобировать свои интересы и привезти Павла Леонидовича на свою нечищеную улицу? Я бы давно так поступил, но мою Чапаева дорожники откапывают уже вторую ночь», - решил помочь я главе региона. Ипатов поступок оценил, даже одобрительно улыбнулся, но журналисты по-прежнему безмолвствовали.
Решили проехать по центру. В подробности вдаваться не будем. Кортеж действительно везде встречал технику. Как позже выяснится, в эту ночь на дорогах областного центра ее работало чуть меньше двухсот единиц. По ощущениям так и получалось. Отдать должное, Павел Леонидович на каждой нашей остановке пытался вникнуть в технологический процесс, приближался, как мне показалось, слишком рискованно близко к огромным бульдозерам. Но красота требовала жертв. Все-таки поездку фиксировали фотокорреспонденты и видеоператоры. Ипатов на фоне спецтехники – это, конечно, не Ленин на броневике, но выглядит не менее эффектно.
*** Наш вояж закончился в час ночи на Театральной площади. Сомов решил похвастаться главе региона, как происходит расчистка мест под торговлю его, губернаторской, ярмарки. Тут же Павел Леонидович совершил заключительный подход к прессе. На часах уже было полпервого ночи, все устали и замерзли, кроме, кажется, самого инициатора рейда, поэтому слушали не особенно внимательно. Единственное, что мне запомнилось это ответ Ипатова на вопрос, станут ли традиционными такие ночные променады. «
Ближайшие несколько ночей точно», - публично утвердил свой график первое лицо губернии. Шустрое лазание по сугробам, видать, губернатору шибко понравилось. Для саратовцев это давно уже стало новым видом зимнего спорта.