В этом как раз абсолютно ничего удивительного.
Бесплатные программы делают в первую очередь для себя - чтобы ей пользоваться. Соответственно для любого хорошего программиста релиз очередной версии - это просто некоторая фиксация состояния программы, когда она вроде бы работает правильно, но все равно делает еще не все, что хотелось бы. Поэтому программа продолжает совершенствоваться. А для любого программиста лучшая благодарность - это количество активных пользователей, котрым эта программа нравится.
Проблема в том, что программировать для души можно только в том случае, когда на хлеб с маслом тебе и так хватает. Поэтому зачастую программист хочет получить более весомое вознаграждение за свой труд. И вот тут как раз и происходит перелом. Вместо того, чтобы думать, как улучшить программу, программист думает, как ему продать побольше копий и получить побольше денег. Вместо расширения функционала самой программы усиливается функционал защиты, которая не позволит бесплатно пользоваться этой программой. Новые фичи оцениваются не с точки зрения нужности и удобства, а по их влиянию на увеличение продаж, то есть "сколько денег я получу за то, что это сделаю". И так далее. Подобное деградирование можно наблюдать на примере практически любой изначально фриварной программы, ставшей платной: поначалу развитие продолжается по инерции, но постепенно замедляется до полной стагнации.
Для коммерчесского софта, продаваемого не самими авторами, ситуация еще более удручающая.