Этим летом тех, кто боится потерять работу, стало на пять процентов больше, чем в июле 2012-го. Спроси их, почему такое настроение, - ничего конкретного не ответят. Курс рубля падает - мерещится девальвация. Рост экономики замер - ждем скорого кризиса. И чем больше таких "примет к худшему", тем меньше думают о будущем - пережить бы сегодняшнее. А меня как раз это будущее и волнует больше всего.
В сегодняшнем - страхи сильно преувеличены. Смотрю опубликованную на днях статистику, которую журналисты и некоторые эксперты называют "тревожной". Действительно, зарубежные долги российских компаний и банков растут небывалыми темпами. У первых они увеличились на 19,4 процента, у вторых - на 21,6 процента. Если суммы сложить, получится более 614 миллиардов долларов. Или примерно 20 триллионов рублей. Много? Много! Но не так не страшно.
У России довольно приличные запасы валюты, да и структура экономики сейчас не вызывает больших опасений. По масштабу мировых резервов мы находимся на четвертом месте в мире. У Китая - 3,3 триллиона долларов. У Японии - 1,27 триллиона, у Саудовской Аравии - 657 миллиардов. И у России - 537,6 миллиарда долларов. В целом ситуация не такая плохая. Впрочем, для волнений причина все-таки есть.
Меня, например, тревожит, что при росте долгов в корпоративном секторе увеличивается и вывоз капитала. Это нам сулит определенные проблемы. Правда, в будущем. Не сейчас.
Для того чтобы правильно оценить ситуацию, нужно понять, что происходит в мире. Объем ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности в США в 2000 году составлял почти 10 триллионов долларов, доля в мировом ВВП доходила до 23,5 процента. В 2012 году объем вырос до 15,7 триллиона, доля сократилась до 18,9 процента. У Китая другая картина. В 2000 году ВВП составлял 3,01 триллиона долларов, доля - 7,1 процента. В 2012 году объем вырос до 12,4 триллиона, а доля - до 14,9 процента. Вы чувствуете? Они приблизились. ВВП США и Китая. Два основных полюса мировой экономики.
А что же Россия, где ее место? В 2000 году наш ВВП составлял 1,12 триллиона, его доля в мире - 2,6 процента.
В 2012 году - 2,51 триллиона и доля - 3 процента. Получается, мы довольно далеко ушли от первых мест. Впрочем, и страна у нас теперь другая - не СССР. И, кстати, после потерь 1990-х годов Россия очень хорошо поднялась. И сейчас каких-то капитальных рисков, которые грозили бы нам быстрым кризисом, как в других странах, на мой взгляд, нет.
http://www.rg.ru/2013/07/29/yasin.html