Эффе́кт Стре́йзанд (
англ. Streisand effect) — феномен, выражающийся в том, что попытка удалить определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению, часто посредством сети Интернет. К примеру, попытка ограничения доступа к
фотографии,
файлу,
тексту или
числу (например, юридическими методами) приводит к
дублированию данной информации на других серверах, появлению её в
файлообменных сетях или иному тиражированию и распространению.
Происхождение названия Фотография побережья номер 3850 из проекта
California Coastal Records Project, на которой запечатлены владения Стрейзанд (2002 год)
Термин «
Эффект Стрейзанд» получил распространение после происшествия в
2003 году, когда
Барбра Стрейзанд обратилась в суд с требованием взыскать с фотографа Кеннета Адельмана (
Kenneth Adelman) и сайта Pictopia.com 50 миллионов
долларов США, так как фотография её дома была доступна среди более 12 200 других фотографий побережья
Калифорнии. Адельман утверждал, что сфотографировал дом наряду с другими домами на побережье в рамках проекта
California Coastal Records Project, изучающего
эрозию побережья по разрешению и заказу правительства (
government-sanctioned and government-commissioned).
До того, как адвокаты Стрейзанд учинили судебный иск, фотография номер 3850 была скачана с сайта проекта всего 6 раз — из них два скачивания были произведены самими адвокатами. 10 мая 2004 года суд отклонил требования Стрейзанд и потребовал, чтобы Стрейзанд компенсировала судебные расходы Адельмана в размере 154 тысяч долларов.
Позже журналист Пол Роджерс (
San Jose Mercury News) заметил, что в результате распространения информации об иске фотография дома Стрейзанд стала очень популярна в
Интернете. В частности, через месяц после подачи в суд иска изображение было просмотрено более чем 420 тысячами посетителей.
Адельман заявил, что информация о судебном иске привлекла к его веб-сайту внимание более миллиона посетителей, а фотографию использовало в своем фотоархиве информационное агентство
Associated Press и это, в свою очередь, привело к её перепечатке множеством газет по всей планете.
Сам термин впервые был употреблён в начале 2005 года блогером по имени Майк Масник, основавшим и ведущим известный блог
Techdirt.com © вики