П.И.И., П.А.В. обратились в суд с исковыми требованиями к П.Е.В. об определении порядка общения с несовершеннолетними детьми, ссылаясь на то, что П.И.И. приходится отцом, а П.А.В. - бабушкой несовершеннолетним П.А. и П.С. Дети проживают с матерью П.Е.В., которая чинит препятствия в общении отца и бабушки с детьми, поэтому просили определить порядок общения с детьми.
П.Е.В. предъявила встречные исковые требования к П.И.И. и П.А.В. об определении порядка общения с несовершеннолетними детьми, в обоснование которых указала, что между ответчиками и несовершеннолетней П.А. сложилась конфликтная ситуация, они повышают на нее голос, не уделяют требуемого внимания воспитанию и развитию, поэтому просила исключить общение П.И.И. и П.А.В. с несовершеннолетней П.А., и установить предлагаемый ею порядок общения с П.С.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области определен следующий порядок общения отца П.И.И. и бабушки П.А.В. с несовершеннолетним П.С.И.: еженедельно по воскресеньям с 09-00 час. до 19-00 час. по месту жительства отца ребенка; в будний день по средам с 15-00 час. до 19-00 час. на нейтральной территории без присутствия матери ребенка. В удовлетворении остальной части исковых требований П.И.И. и П.А.В. отказано. Исключено (ограничено) общение отца П.И.И. и бабушки П.А.В. с несовершеннолетней П.А.И.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следовало, что П.И.И. и П.Е.В. состояли в зарегистрированном браке. 21.02.2013 года П.И.И. установлено отцовство в отношении ребенка П.Е.В. – К.А.В., с присвоением ребенку фамилии «П». У П.И.И. и П.Е.В. родился ребенок – П.С.И.
Истцы - П.И.И. и его мать П.А.В. проживают в принадлежащей на праве собственности П.А.В. квартире. Несовершеннолетние П.А.И. и П.С.И. проживают с матерью П.Е.В., дядей К.В.С., бабушкой К.И.В. и ее 3 приемными детьми.
П.И.И. и П.А.В. выразили желание общаться с П.А., участвовать в ее воспитании, указали, что ее мать П.Е.В. втягивает ребенка в конфликт между взрослыми.
В порядке ст. 57 СК РФ судом была опрошена несовершеннолетняя П.А.И., которая отказалась общаться с отцом П.И.И. и бабушкой П.А.В.
Судом первой инстанции исследовалось вступившее в законную силу решение суда по спору между П.И.И. и П.Е.В. об определении места жительства несовершеннолетних детей, в котором имеется ссылка на справку по результатам психодиагностического обследования, составленную МБОУ ДОД «Центр психолого-педагогического сопровождения «П», из которой следует, что П.А. переживает посттравматическое стрессовое расстройство, обусловленное конфликтной ситуацией и жестоким отношением. П.А. испытывает негативное отношение к отцу П.И.И., его персона воспринимается ребенком как источник агрессии, опасности, угрозы.
По ходатайству истцов по первоначальному иску судом была назначена психологическая экспертиза, согласно выводам которой П.А.И. воспринимает отца П.И.И. как враждебного, «сверхтребовательного», отвергающего, считает, что отец критически к ней относится. В настоящее время девочка характеризует отца П.И.И. только в негативном свете, критически анализирует поведение отца с педагогической точки зрения. Особенности психоэмоционального отношения П.А. к бабушке П.А.В.: П.А. позиционирует негативное эмоциональное отношение к своей бабушке П.А.В. Она характеризует П.А.В. как «злую, упрямую», относится к ней неуважительно, приписывает ей черты враждебности, дает грубые, нелицеприятные оценки ее личности, критически анализирует поведение бабушки с педагогической точки зрения.
Особенности психоэмоционального отношения отца П.И.И. к дочери П.А.: отец эмоционально-позитивно относится к своей дочери, желает выполнять по отношению к ней отцовские функции, не хочет рассматривать ее отдельно от своего сына С. Отец желает восстановления отношений с П.А. Особенности психологического воздействия на ребенка П.А. со стороны матери П.Е.В. и его влияние на отношения дочери А. с отцом П.И.И. и бабушкой П.А.В. состоит в следующем. Наиболее интенсивное психологическое воздействие на ребенка оказывает выраженная эмоциональная привязанность девочки к матери в ситуации конфликтного взаимодействия последней с отцом девочки П.И.И. и ее бабушкой П.А.В. В силу указанной причины механизм оказания матерью психологического воздействия на ребенка П.А. состоит в присвоении девочкой эмоциональных установок, позиций, чувств своей матери по отношению к бывшему мужу П.И.И. и его матери П.А.В. Эти эмоциональные установки и чувства, будучи некритично усвоенными девочкой, становятся частью ее личности и влияют на систему отношений П.А. к отцу П.И.И. и бабушке П.А.В.
В исследовательской части указанного заключения экспертами указано, что А. являлась и является наблюдателем конфликтов между ее семьей в лице ее матери Е. и бабушки Т. с одной стороны и стороной отца П.И.И. и его матери П.А.В. В силу имеющейся высокой эмоциональной идентификации (солидарности) со своей семьей в ее нынешнем составе (в которой проживает ребенок), особенно с матерью, девочка видит сложившуюся ситуацию глазами ее мамы Е. и бабушки по линии матери. Она живет настроениями и опасениями своей семьи. Экспертами указано, что детско-родительские отношения между П.И.И. и П.А.И. нарушены. Необходима определенная работа по оптимизации отношений отца и дочери, чтобы их взаимодействие приносило ребенку пользу.
Управлением опеки и попечительства администрации Э-ого муниципального района Саратовской области дано заключение о нецелесообразности в настоящее время общения отца П.И.И. и бабушки П.А.В. с П.А., поскольку оно будет противоречить мнению и желанию ребенка.
С учетом обстоятельств дела, представленных доказательств, позиции ребенка – П.А.И. судебная коллегия пришла к выводу о нецелесообразности в настоящее время определения порядка общения П.И.И. и П.А.В. с несовершеннолетней П.А., поскольку данное общение с учетом имеющегося конфликта, негативного отношения ребенка к отцу и бабушке по отцу, ее психологического состояния не будет отвечать интересам несовершеннолетней. Отказ в удовлетворении данных требований в полной мере соответствуют положениям п. 1 ст. 65 СК РФ и разъяснениям, данным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
Вместе с тем судебная коллегия не согласилась с указанием суда первой инстанции в резолютивной части на исключение (ограничение) данного общения, поскольку фактически суд принял решение об ограничении П.И.И. в родительских правах и о лишении П.А.В. права на общение с внучкой, предусмотренного ст. 67 СК РФ. Исключение такого общения не будет обеспечивать возможность налаживания и сохранения семейных связей между отцом П.И.И., бабушкой П.А.В. и несовершеннолетней П.А.И. Кроме того, вопрос об ограничении в родительских правах П.И.И. не был предметом рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах решение суда в части исключения (ограничения) общения отца П.И.И. и бабушки П.А.В. с несовершеннолетней П.А.И. было отменено. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.