Изучаем ПДД (часть 8)
Шестая глава ПДД
Сигналы светофора и регулировщика особенная, потому что ее содержание знают все – и не знает почти никто. Даже дошкольник легко ответит, что такое «красный-желтый-зеленый», зато в сигналах регулировщика «плавают» многие опытные водители. Регулировщиков у нас мало, на дороге они встречаются от случая к случаю, а знания, которые не применяются на практике, быстро забываются. Отсюда и проистекает массовая неосведомленность…
Что такое «регулирование дорожного движения»? Это установление очередности проезда или прохода людей. Кто осуществляет регулирование? Либо специально уполномоченный человек (он и называется регулировщиком), либо электрический регулировщик – светофор, поочередно переключающий свои сигналы. Если на дороге нет ни того, ни другого, то перекресток, пешеходный переход или ж/д переезд является
нерегулируемым, а для его преодоления существуют отдельные правила, изложенные в 13, 14 и 15 главах ПДД.
Начнем со светофоров. Их сигналов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. О трех основных сигналах вы и так всё знаете. Есть и четвертый сигнал – комбинация красного и желтого света, говорящая о том, что скоро включится зеленый. Строго говоря, такая комбинация не разрешает начинать движение – нужно дождаться зеленого сигнала, да еще и посмотреть вправо и влево, чтобы убедиться, что никто не летит вам наперерез, пытаясь «проскочить» перекресток.
Помимо огней, которые светятся непрерывно, есть еще и мигающие. На многих светофорах зеленый свет, заканчивая горение, начинает мигать, предупреждая о предстоящем переключении на желтый и потом – на красный свет. Согласно ГОСТу, длительность мигания зеленого сигнала должна составлять 3-4 секунды – достаточное время для завершения проезда перекрестка или «зебры».
Желтый мигающий сигнал говорит о том, что светофор неисправен или выключен - например, в ночное время на тихом перекрестке. Это не означает, что нужно стоять и ждать, пока он заработает вновь. Просто перекресток или переход, который прежде был регулируемым, временно стал нерегулируемым, и ехать через него нужно так, как будто в этом месте никакого светофора нет вовсе. Наконец, красный мигающий сигнал применяется на ж/д переездах, когда движение запрещено из-за приближения поезда.
Вообще, сигналы светофоров на ж/д переездах – это отдельная история. Изначально на переездах устанавливались светофоры с одним красным мигающим огнем, который запрещал движение. При открытом переезде светофор вообще не подавал никаких сигналов, и это означало, что можно ехать через рельсы. Однако такая ситуация таила в себе опасность – ведь лампочка в светофоре может перегореть в любой момент, и тогда приближение поезда никак не будет обозначено для водителей, движущихся по дороге. Осознав это, железнодорожные светофоры усовершенствовали – на них стали устанавливать два красных огня, которые в случае опасности мигали попеременно. Обе лампочки одновременно перегореть не могут – вероятность такого события очень мала. Но следом пришло новое опасение: а вдруг отключится электричество? Тогда переезд опять станет бесхозным. И тут уже было принято поистине соломоново решение. Над двумя огнями красного цвета стали устанавливать третий - белого цвета и тоже мигающий. Если красные лампочки мигают, когда переезд закрыт, то белая, наоборот, мигает при открытом переезде, подтверждая, что электричество в проводах есть и светофор исправен. В этом случае можно двигаться, даже не глядя по сторонам, а вот при отсутствии белого сигнала – только лично убедившись в том, что к переезду ни слева, ни справа не приближается поезд.
До сих пор мы вели речь о светофорах с огнями
круглой формы. О сигналах в виде человечка или велосипеда говорить не будем – и так ясно, чье движение они регулируют. А вот сигналы в виде стрелок заслуживают отдельного упоминания. Если на привычном нам трехцветном светофоре горит не круглый сигнал, а красная или желтая стрелка, то это означает, что при включении зеленого света двигаться можно будет только в ту сторону, куда она указывает, поскольку все три стрелы на таком светофоре направлены одинаково. Таким образом, стоя на светофоре в ожидании разрешающего сигнала, водитель заранее знает, куда будет разрешено движение.
Примерно так же работают зеленые стрелки в дополнительной секции сбоку от зеленого сигнала светофора. Если такая дополнительная секция включена совместно
с красным или желтым основным сигналом, то двигаться можно только по стрелке,
уступая дорогу всем, кто движется одновременно с вами с остальных сторон. Нет смысла проверять, горит ли им «чистый» зеленый свет – раз едут, значит, имеют на это право. Если же вам горит основной
зеленый сигнал совместно с дополнительной зеленой стрелкой, то двигаться можно во всех направлениях,
никому не уступая. И наконец, когда дополнительная секция
выключена, то вы не можете повернуть туда, куда направлена ее стрелка, даже если в это время на светофоре горит зеленый свет.
Всё это, конечно, хорошо. Но вот какая возникает проблема: днем дополнительную стрелку хорошо видно, даже если она не горит, а вот ночью она становится невидимкой, и водитель запросто может повернуть, руководствуясь основным зеленым сигналом и не дождавшись включения дополнительной секции. За углом его, конечно же, поджидает гаишник, требующий уплаты штрафа за невыполнение требований светофора. Водитель резонно заявляет, что он и понятия не имел о том, что у этого светофора вообще есть дополнительная секция, и штраф платить отказывается. Как вы понимаете, при таком раскладе они могут безрезультатно спорить до самого рассвета. Проблема решается следующим образом: если у светофора есть дополнительная секция, то на стекло основного зеленого сигнала наносятся
контурные стрелки черного цвета, указывающие остальные направления движения. Наличие контурных стрелок однозначно указывает на то, что у данного светофора имеется дополнительная секция. Если же зеленый свет горит, а контурных стрелок на нем нет, вы можете быть уверены, что дополнительной секции на этом светофоре тоже нет, а значит, ехать можно сразу во всех направлениях, разрешенных знаками и разметкой.
Когда стрелка в дополнительной секции указывает налево, она разрешает не только левый поворот, но и разворот, если только на углу, где висит светофор, не установлен знак 3.19 «Разворот запрещен».
Рассмотрим еще два типа светофоров. Для регулирования движения по полосам применяются так называемые
реверсивные светофоры, сигналы которых распространяются только на ту полосу, над которой они висят. Эти светофоры располагаются таким образом, чтобы подъезжая к любому из них, водитель отчетливо видел следующий реверсивный светофор и всегда мог точно определить, разрешено ли ему в данный момент двигаться по реверсивной полосе, или нет. Если помните, мы уже говорили об этих светофорах, изучая линии дорожной разметки, и приводили вот такую картинку:
Как видите, у реверсивного светофора два сигнала – зеленая стрелка, глядящая вниз, и красный крестик. Нетрудно догадаться, что они означают. Кроме того, допускается применение третьего сигнала – в виде желтой стрелы, направленной по диагонали вправо вниз. Она указывает, куда вам следует перестраиваться при переключении зеленого сигнала на красный.
Когда реверсивный светофор работает, с ним проблем не возникает – всё достаточно наглядно. А вот когда он выключен, может возникнуть путаница. В том случае, когда реверсивная полоса только одна (как на левом рисунке), движение по ней не разрешается ни «туда», ни «обратно» - таким образом, среднюю полосу можно рассматривать, как разделительную, а двойные прерывистые линии – как края вашей и встречной проезжих частей, которые нельзя пересекать. Если же реверсивных полос две (как на правом рисунке), то мы не можем позволить себе такую роскошь – исключить из дорожного движения сразу две полосы. Это означало бы, что вся дорога используется только на 50 процентов, поскольку из четырех полос задействованы только две. Поэтому выключенные реверсивные светофоры на такой дороге просто говорят о том, что в данный момент никакого реверсивного движения нет, а проезжая часть поделена пополам между вами и встречными ТС, как на обычной четырехполосной дороге. Мысленно дорисовав прерывистую линию, мы можем представить ее, как двойную сплошную, хорошо нам знакомую по жизни. Пересекать двойную сплошную, как известно, нельзя – то же самое можно
в данном случае сказать и о двойной прерывистой линии.