Дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с нынешним годом и составить 3,7 миллиона тонн к 2015 году. Такими данными на днях поделился с «Известиями» анонимный источник в Федеральной антимонопольной службе. По его словам, в нынешнем году нехватка топлива уложится в статистическую погрешность, да и в следующем году рост показателя дефицита еще не будет скачкообразным.
Заявление анонима из ФАС основано на соглашениях с Росстехнадзором и Росстандартом. Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. С 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта «Евро-2»; с 2015-го — «Евро-3»; с 2016 года — «Евро-4».
Однако независимые эксперты, опрошенные Autonews.ru, находят такой прогноз чересчур мрачным. По их мнению, НПЗ производят больше топлива, чем потребляется в стране, а своевременная модернизация оборудования под стандарт «Евро-5» предотвратит кризисный сценарий. Кроме того, гипотетический дефицит едва ли скажется на розничной цене топлива – в отличие от роста акцизов и других реальных экономических факторов.
«Хотя до 15-го года еще много времени, я не думаю, что на рынке возникнет действительный дефицит топлива. Если помните, схожие прогнозы были на 13-й год, в связи с переходом на стандарт «Евро-3», и никакого дефицита мы не наблюдаем», - заявила аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович.
«Крупнейшие нефтяные компании стараются заранее модернизировать производство. Например, «Лукойл» уже перенастроил свои мощности на выпуск топлива класса «Евро-5»; «Промнефть» сделает это ко второму полугодию текущего года. Возможно, у «Роснефти» возникнут проблемы - в связи с покупкой ТНК-BP», - добавила она.
«Так что я не думаю, что в рознице возникнет дефицит бензина. НПЗ все время повышают количества вырабатываемого топлива, им это выгодно. И, в крайнем случае, мы сможем покупать бензин у Белоруссии – в обмен на нашу нефть. Там, кстати, установлено новейшее оборудование, которое производит бензин класса «Евро-5», - заключила Войтович.
По ее словам, планируемый дефицит бензина не скажется напрямую и на росте цен, так как основная причина роста розничных цен – инфляция и акцизы. Налоговая «накрутка» в стоимости топлива достигает 60-65%. Однако подорожания все же не избежать. «Цены на бензин будут расти быстрее темпов инфляции, - предупредила аналитик «Инвесткафе». – Так как стоимость топлива зависит от акцизов, а они повысятся».
Такую позицию разделяет и информационно-аналитический Центр «Кортес». По их мнению, подобные заявления являются элементами экономической борьбы. «Это напоминает продолжение истории 2008, 2012 года, когда ФАС обратился к Минэнерго с просьбой отсрочить переход на новые стандарты. Тогда нас тоже пугали дефицитом, однако ничего такого не случилось. Возможно, мы являемся свидетелями определенной игры между нефтеперерабатывающими компаниями за квоты и участие государства в инвестиционных программах», - отметили специалисты центра в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
«Что касается цен на бензин, то ранее Минэнерго заявляло, что они вырастут на 13-14% - и это вполне похоже на правду, если учесть рост цен на нефть на мировых рынках (нам необходимо удерживать паритет) и подорожание железнодорожных тарифов. Не забудем также рост акцизов на топливо», - считают в «Кортесе».
Напомним, что Совет Федерации одобрил правительственный закон об индексации ставок акцизов на ближайшие годы. В частности, чиновники согласились с повышением акцизов на бензин. Так, согласно поправкам, во втором полугодии 2013 года акцизы проиндексируют на 6%. По мнению главы комитета Государственной думы по энергетике Ивана Грачева, это приведет к тому, что цены на бензин в 2013 году вырастут в среднем на 4 рубля.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2013/02/08/1750047