Весной и летом в столице может разразиться настоящая топливная катастрофа. Объем производства бензина на Московском нефтеперерабатывающем заводе может упасть вдвое, что неминуемо приведет к дефициту автомобильного топлива и его резкому подорожанию.
Причина коллапса кроется в неисправности одного из участков трубопровода Ярославль-Москва, находящегося на северо-востоке столицы. Его состояние признано аварийным. И в компании «Транснефть» считают это достаточно веской причиной, чтобы остановить поставки нефти по ярославской магистрали на Московский НПЗ.
Речь идет о трубе, которая проходит через парк Лосиный остров – для того, чтобы ее отремонтировать, нужны многочисленные согласования, поскольку эта территория является природоохранной зоной. Чиновники отреагировали почти мгновенно, пообещав спасти Москву от бензинового дефицита: Минприроды утвердило Положение о национальном парке «Лосиный остров».
В документе говорится, что участок нефтепровода «Ярославль-Москва» включен в зону хозяйственного назначения, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Но возникшую проблему это с повестки дня не снимает: положение пока не вступило в силу, ведомство только направило его на государственную регистрацию. Которая даже в авральном режиме обыкновенно занимает несколько рабочих дней. Ремонтные работы также невозможно провести за пару дней, отмечают специалисты. По их словам, на это следует выделить минимум неделю, возможно две: а значит, трубопровод сможет вновь заработать в полную силу только в середине или конце апреля. Угроза бензинового голодания, таким образом, сохраняется.
Несложно предсказать, чем это грозит столичному топливному рынку. Снижение объема производства автомобильного топлива, как результат - его острая нехватка и космические ценники на заправках. Особенно болезненным этот удар будет как весной, так и летом, когда традиционно увеличивается спрос на бензин.
Нефть на Московский НПЗ поступает не только из Ярославля, но и из Рязани, однако на рязанский трубопровод надежды нет – он и так работает на пределе своих возможностей. Альтернативных магистралей нет, а по ярославской трубе поставки могут быть прекращены в мае. С учетом того, что бензин столичного нефтеперерабатывающего завода – это почти половина топлива, которое поступает на заправки в Москве и Московской области, в первые летние месяцы столицу и Подмосковье ждет тот дефицит, что прежде был отмечен в других регионах страны.
Напомним, что в начале ноября начались перебои с поставками бензина на АЗС Приморского края и Хабаровской области, Амурской области и ряда других регионов. Связано это было с начавшейся реконструкцией Хабаровского нефтеперерабатывающего завода и срывом поставок топлива по железной дороге.
Многие АЗС закрылись из-за отсутствия топлива, другие отпускали бензин не более 20 литров в одни руки либо же обслуживали исключительно владельцев топливных талонов. Сильнее всего пострадали жители Приморья – бензин исчез практически со всех заправок компаний «Альянс» и «Роснефть», которые контролируют практически весь топливный розничный рынок.
Что такое дефицит топлива, и к чему он приводит, многие автомобилисты уже убедились на примере весеннего топливного коллапса-2011. К примеру, в республике Тува на фоне тотального дефицита цена литра бензина выросла до 50, а по неофициальным данным — и до 70 рублей за литр. В попытках хоть как-то упорядочить распределение тех капель бензина, которые поступали в регион, власти полностью прекратили его отпуск владельцам личного автотранспорта, которые вынуждены были покупать бензин «из-под полы» по спекулятивной цене. Похожая катастрофа может разразиться и в Москве.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/03/29/1725695