Депутаты Госдумы в пятницу приняли в третьем, заключительном, чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,2 руб. с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля будущего года акциз на бензин Евро-2 вырастет еще на 35 коп. с литра, а в 2013 году — еще на 1,4 руб., до 10 100 руб. с тонны. Акцизы на бензин Евро-3 после выборов 2012 года также вырастут еще на 35 коп., а с 2013 года — на 1,35 руб. с литра. Дизельное топливо Евро-2 в конце 2012 года вырастет на 20 коп., Евро-3 — на 40 коп.
Если действующая редакция Налогового кодекса предусматривает единый акциз на топливо 4-го и 5-го экологического класса, то принятый законопроект дифференцирует их. Акцизы на бензин Евро-3 во второй половине 2012 года не изменятся, зато с 2013 года вырастут сразу на 1,25 руб. с литра, пишет газета «КоммерсантЪ». Акцизы на бензин Евро-5 в конце 2012 года снизятся на 1,20 руб. с литра. Что касается высококачественного дизеля, то в 2012 году сохранится ставка акциза, предусмотренная действующим законом, в 2013 году она вырастет еще на 1 руб. с литра. Акциз на дизтопливо Евро-5 во второй половине 2012 года снизится на 40 коп. с литра, после чего в 2013 году прибавит 1 руб. на литр, вернувшись практически на уровень 2012 года.
Решение о резком повышении акцизов на топливо в середине 2010 года было инициировано Минфином ради снижения дефицита бюджета. Предполагалось, что до 2014 года акциз будет расти примерно на 1 руб. с литра в год, что должно было принести дополнительно в бюджет около 300 млрд руб. Однако резкий рост розничных цен на топливо в начале 2011 года вызвал недовольство правительства и претензии Федеральной антимонопольной службы. Требования ФАС снизить внутренние цены наряду с запретом с 2011 года на реализацию топлива Евро-2, к которому некоторые компании оказались не готовы, привели к росту экспорта нефтепродуктов, что стало одной из причин апрельского бензинового кризиса. В ходе обсуждения различных антикризисных мероприятий, правительство стало рассматривать манипулирование ставками топливных акцизов как один из инструментов госрегулирования топливного рынка.
Интересно, что многие российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) пока не в состоянии производить топливо стандарта Евро-4. В частности, государственные «Газпромнефть» и «Роснефть» до последнего оттягивали модернизацию НПЗ. Им навстречу даже пошло правительство – для того, чтобы избежать дефицита топлива, в России сняли запрет на производство топлива Евро-2.
При этом, цены на топливо продолжают расти, хотя темпы роста, по сравнению с летом и снизились из-за сокращения спроса в октябре. С начала октября средняя стоимость литра Аи-95 в Москве выросла с 29,05 руб. до 29,15 руб. А вот дизтопливо подорожало куда сильнее – произведенное по российским стандартам подорожало с 26,72 руб. до 28,18 руб., а соответствующее требованиям Евро-4 – с 27,46 руб. до 29,39 руб. за литр.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/11/22/1709784