Классификация масел
Существует классификация масел
* по вязкостно-температурным свойствам
* по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству).
В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE.
В классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем — API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.
Классификация масел по SAE
Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел. Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним.
Например, SAE 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.
Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах SAE «зимней степенью вязкости».
Например, SAE 10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква «W» («winter», то есть «зима»). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.
Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).
Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости.
Например, SAE 10W 40
где: 10W — зимняя степень вязкости
40 — летняя степень вязкости
Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
Таблица вязкостей SAE для моторных масел
SAE Динамическая вязкость, max max t °C перекачивания масла Кинематическая вязкость при t = 100 °C, сСт
сП при t °C min max
0W 3250 −30 −35 3,8 -
5W 3500 −25 −30 3,8 -
10W 3500 −20 −25 4,1 -
15W 3500 −15 −20 5,6 -
20W 4500 −10 −15 5,6 -
25W 6000 −5 −10 9,3 -
20 - - - 5,6 9,3
30 - - - 9,3 12,5
40 - - - 12,5 16,3
50 - - - 16,3 21,9
60 - - - 21,9 26,1
Классификация масел API
Система классификации масел API разработана в 1947 году — Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE:
* первая буква означает тип двигателя (S — бензиновый, а C — дизельный)
* вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите.
SL — это новейший стандарт для бензиновых двигателей. CF- это последний стандарт для легких дизельных автомобилей. CD-II И CF-2 классификация для 2-х тактных дизельных двигателей. От CF-4 до CH-4 это стандарты для тяжелых дизельных двигателей.
Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее:
* повышение температуры масла в работающем двигателе;
* удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем;
* усилия для достижения рабочих характеристик двигателя;
* стандарты по охране окружающей среды, требования которых всё время ужесточаются;
а также для некоторых масел:
* более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).
Категории масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
Масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
* API SF:
o масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным бензином. Они имеют боле эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозионные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака;
o масла API SF заменяют масла API SC, API SD, API SE в более старых двигателях.
* API SG:
o лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама;
o масла API SG заменяют масла категории API SF, API SF/CC, API SE/CC.
* API SH (условно действующая):
o лицензированная категория, действующая в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например, API CF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC, API SH/ECII.
* API SJ (действующая):
o категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.
* API SL:
o новая категория утверждена 01.07.2001 года. В дополнении к категории SJ более жесткие требования к стабильности энергосберегающих свойств, пониженная летучесть и удлиненный интервал замены. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SL/ ILSAC GF-3.
Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Данные категории обозначаются буквой С (commercial). Старые категории API CA B CB не обсуждаются.
* API CC (устаревшая):
o категория введена в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат антикоррозионные присадки и присадки, предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.
* API CD (устаревшая):
o категория введена в 1995 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, важнейшей задачей для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии.
o соответствует требованиям MIL-L-2104C/D.
* API CE (устаревшая):
o категория введена в 1987 году. Масла предназначены для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и больших нагрузках.
o заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.
* API CF (действующая):
o категория ведена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях, износ и коррозию медных сплавов подшипников.
o заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.