Кто отрегулирует работу светофоров в Саратове? С самого детства мы привыкли отождествлять светофор с чем-то оберегающим, безопасным. Но, к сожалению, у основной миссии электронного регулировщика появился антипод. Трехцветный, попав в руки тех, кто толком обращаться с ним не умеет, сам стал виновником транспортной проблемы. Именно такая нелепость, похоже, случилась в Саратове. Но кто ее исправит? Сколько нужно светофоров
Отрадно осознавать, что властные структуры на установку и обслуживание светофоров в Саратове денег не жалеют. Только за 2012 год в областном центре появилось 28 новых электронных регулировщиков (по информации саратовской ГИБДД, всего их в городе — 198 единиц). И такая тенденция, бесспорно, идет на благо безопасности пешеходов. Но обратим внимание на обратную сторону медали. Первоочередная проблема заключается в том, что часто светофоры размещают не в самых удачных местах. К тому же нередкой является практика расположения трехцветных примерно в 30 метрах друг от друга, что естественным образом осложняет движение транспорта. Как отмечало «Время» в материале «Путь закрыт» (№43 (344) от 3 декабря 2012), бурная полемика на эту тему вспыхнула осенью прошлого года — на очередном заседании постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле Саратовской городской Думы.
«Расстояние в 30 метров — это нормально», — сказал во время дискуссии заместитель руководителя ГИБДД Саратова Юрий Носов. Тогда же парламентарии поинтересовались, какой логикой руководствуются сотрудники ГИБДД при расстановке светофоров. Дорожные полицейские ответили, что основным показателем для появления регулировщика являются три и более ДТП, случившихся в одном месте. К беседе подключился председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» Валерий Данилин. По его словам, большое количество новых светофоров — еще не предел, ибо заявления от граждан о необходимости размещения регулировщиков в опасных для пешеходов местах поступают в огромных количествах.
Таинственный подрядчик
Повторимся: на наш взгляд, установка светофоров — вполне разумная и полезная практика для безопасности пешеходов. Но при ее применении не следует забывать о том, что регулировщики нуждаются в грамотной настройке. По мнению нашего издания, трехцветные сильно затрудняют движение на следующих участках: проспект Строителей — Антонова, Московская — Астраханская, Чехова — Тархова и т. д. В беседе с корреспондентом «Времени» Юрий Носов опровергать наше предположение не стал. «Безусловно, регулировщики замедляют транспортный поток, — отметил он. — И здесь важно, чтобы за светофорами следили квалифицированные специалисты. В Саратове, к сожалению, этой деятельностью несколько раз занимались подрядчики без профильного образования, что приводило к транспортным коллапсам. Сомневаюсь, что и сегодня все регулировщики города работают в должном режиме».
Так кто конкретно сегодня осуществляет настройку светофоров? С этим вопросом мы обратились в городской комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта. Вскоре от заместителя председателя ведомства Владислава Будникова пришел ответ следующего содержания: «Время тактовой длительности сигналов вновь строящегося светофорного объекта определяется специализированной подрядной организацией при проектировании объекта с учетом интенсивности движения транспорта и пешеходов на конкретном перекрестке и утверждается органами ГИБДД». Такая отписка наводит на мысль, что господин Будников относится к саратовцам как к людям второго сорта. Неужели так трудно было указать конкретного исполнителя муниципального заказа? Потому в очередной раз напоминаем Владиславу Сергеевичу, что налогоплательщики ждут от представителей власти не бессмысленных канцелярских ответов, а реальных действий, направленных на решение транспортной проблемы.
С просьбой уточнить название подрядчика, мы отослали в комитет повторный запрос информации. Будем надеяться, на этот раз начальник ведомства Валерий Данилин и его подчиненные сочтут нужным предоставить саратовцам исчерпывающий ответ.
Последние несколько лет областное отделение ФГУП ГосСМЭП МВД выигрывало муниципальный конкурс на право устанавливать и обслуживать электронные регулировщики. Однако в 2012 году, по распоряжению Федерального агентства по управлению госимуществом, саратовский филиал ГосСМЭП был ликвидирован. В головном московском центре информацию подтвердили: «В настоящий момент ГосСМЭП никакого отношения к саратовским светофорам не имеет: ни настройкой, ни обслуживанием не занимается». Решение о том, что все имущество ФГУП должно быть передано в муниципальную собственность до начала 2013-го, было озвучено на первом в 2012 году заседании постоянной комиссии городской Думы по промышленности, транспорту, связи, торговле. Там же сообщалось, что обслуживанием светофорного хозяйства займется МУП «Саргорсвет». Но почему же в официальном ответе Владислав Будников не стал упоминать названия этого предприятия? Может быть, его специалисты не справляются с настройкой электронных регулировщиков, и параллельно к этой работе приходится привлекать иных подрядчиков?
Главный инженер «Саргорсвета» Вячеслав Александров сообщил «Времени», что ответственность за обслуживание трехцветных действительно лежит на МУПе. Он также подтвердил, что регулировкой работы светофоров занимается другая компания, однако вспомнить ее названия так и не смог. Впрочем, в этом вопросе нам еще предстоит разобраться. Кстати, Юрий Носов намекнул, что компанией-исполнителем может оказаться «Гостранссигнал», который, по данным полицейского, выигрывал муниципальный конкурс в прошлом году. Однако найти контакты этой организации нам не удалось.
Зеленые волны
Были в Саратове популярны слухи о том, что некоторые улицы (Вольскую, Чернышевского, Московскую) накроет «зеленой волной». Этот термин означает возможность транспорта с определенной скоростью ехать на зеленый свет мимо нескольких светофоров (см. справку). Как сообщил Юрий Носов, такие предложения на совещаниях гордумы действительно обсуждались, однако реализация идеи каждый раз откладывалась из-за жалоб на неподходящую структуру областного центра.
О главном
Пожалуй, рядовым гражданам все равно, кто конкретно обслуживает светофоры. Ведь главное — чтобы регулировщики не создавали проблем для движения. К сожалению, нынешнее положение дел в Саратове, по мнению «Времени», говорит об обратном. Собственно, с нами солидарны и дорожные полицейские. Но о каких изменениях можно вообще вести речь, когда компетентные лица вместо реальных предложений и действий предоставляют гражданам пустые отписки? Такой ли стратегии развития ждали налогоплательщики? Мы считаем, что сегодня руководители профильных властных структур Саратова и области должны наконец зажечь для городского движения именно зеленый свет; а в противном случае — сложить с себя действующие полномочия.
http://timesaratov.ru/gazeta/publication/29487